Афера под прикрытием

Я на этот фильм набрел, изучая фильмографию Брайана Крэнстона после того, как он прогремел в сериале «Во все тяжкие». Там он сыграл просто великолепно, ну и захотелось выяснить, это он настолько шикарный актер или просто стопроцентно попал в роль – такое тоже бывает.
Кстати, о сериале – я когда-то спрашивал у тех, кому он тоже понравился, кто произвел на них большее впечатление, учитель химии Уолтер Уайт или наркоделец Хайзенберг. Правильный ответ тут, на мой взгляд, вот какой: оба, так как главное в игре Крэнстона – его способность переключаться и во всей красе показывать и того, и другого.
В обозреваемом фильме, формально, все то же самое – человек, живущий двойной жизнью. С одной стороны – агент ФБР и примерный семьянин, с другой – финансовый воротила, желающий нажиться на отмывании денег, вырученных колумбийской мафией от продажи кокаина. Фабула тут, казалось бы, намного проще – ведь одна ипостась героя четко отделена от другой. Но на самом деле все гораздо сложнее. Зримо это показано в одной из самых сильных сцен фильма, когда герой поставлен в ситуацию необходимости мгновенного перевоплощения – и тут мы видим Брайана Крэнстона во всей его пугающей красе. Но, вообще говоря, едва ли не весь фильм по большей части посвящен именно этому – взаимному проникновению ролей друг в друга.
Такого рода «ролевые» фильмы не сказать, что редкость и эту проблематику они, как правило, затрагивают. Те же «Во все тяжкие» можно вспомнить, и мастерски показанный там процесс медленного поглощения Уайта Хайзенбергом. Это обычное дело – постоянно сталкиваясь с пороком герой проникается обаянием насилия и начинает нести его «за границу», в свое светлое «я». Обозреваемый фильм интересен тем, что там показано, как ни странно это звучит, в основном обратное движение. Иными словами – герой не озверивается сам, он, скорее, пытается очеловечить тех, с кем ему приходится работать. Очеловечить хотя бы в своих глазах.
И эта грань его взаимоотношений с теми, кого он должен посадить показана в фильме просто прекрасно. Фильм посвящен борьбе с колумбийской наркомафией, конкретно – с «Медельинским картелем» Пабло Эскобара. Визави героя – преступники, причем самого жуткого извода, а также те, кто им всячески пособляет. Но у героя Крэнстона не получается ненавидеть их всех. Собственно говоря, он и не должен этого делать – как говорит один из мафиози, их бизнес целиком и полностью построен на доверии. А разбираться в людях они умеют, этого не отнять – ведь от этого зависит их жизнь и свобода.
И ведь герою Крэнстона это удается. Удается настолько хорошо, что один из его «друзей» приходит на его «свадьбу» даже находясь в розыске. Несмотря на огромный риск – он просто не может пропустить свадьбу своего, как он считает, задушевного друга. И когда в зал врываются полицейские и вяжут его, его жену и дочь – в глазах этого человека не ненависть, а самая настоящая боль от предательства.
И такая же боль – в глазах героя Крэнстона. Он знает, что так нужно, что это правильно, но чувствам тут не прикажешь. В один из предыдущих моментов фильма ему удалось мгновенно перейти от роли заботливого мужа к роли взбесившегося нувориша. Обратный переход далеко не столь быстр и легок. И вовсе не потому, что ему понравилось изображать из себя богача.
Недоумение и боль бандитов и их пособников-банкиров – это, видимо, лучшая оценка его способностей. И его собственные чувства – видимо, тоже.
К актерским работам тут просто нельзя предъявить никаких претензий. Про Крэнстона я уже сказал – с одной стороны, он тут в «своей» роли, но ему удается внести в нее много нового.
Диана Крюгер блестяще сыграла роль его подставной невесты. Самое смешное, что тут уже наш герой сам виноват – желая сохранить верность жене он наплел бандитам, что не может гулять с ними так как у него есть невеста. В итоге ему пришлось этой невестой обзавестись – что едва не разрушило его брак. Причем сразу с двух сторон – его настоящая жена оказалась совершенно не готова к такому повороту, а пережитые совместно с «невестой» испытания в какой-то момент едва не стерли между ними грань придуманности их любви – удержаться на ней им удалось с очень большим трудом. Но молодцы, что удержались.
Джон Легуизамо, третий участник операции внедрения тоже с ролью справился на отлично. Разбитной, темпераментный латинос, вышедший из образа только один раз – когда мафиози расстреляли парня, с которым они и начали этот подкат. Парень, на минутку, забыковал и всерьез решил его предать. В итоге поверили ему, операция была спасена, но Легуизамо до последнего надеялся образумить парня. Не удалось.
Самый яркий образ с противной стороны – Роберто, высокопоставленный мафиози, тот самый, что настолько проникся доверием к герою, что пришел на его свадьбу. Он сыграл исключительного типа – надежного семьянина, верного друга и… одного из тех, для кого отдать приказ расстрелять человека – как пальцами щелкнуть. Сыграл здорово – без натяжек. Когда его хватают в конце – его не жалко, заслужил. Но при этом не проникнуться его обаянием невозможно.
А вот руководство ФБР показано без всяких скидок. Бюрократическая организация, режущая вперед по правилам, как по рельсам, ни шага в сторону. Все человеческое в ней – только в людях, сохраняется только их стараниями, а она – как машина, накрывающая их сверху.
Вот такое вот кино. Драк и вообще каких-то активных действий в нем совсем мало, то есть это то, что называется криминальная драма. А по большому счету драма там человеческая и не в наркотиках и не в мафии там дело.
Сценарий хорош, сыграно все на высшем уровне. Стоит добавить, что действие фильма происходит в 80-е и дух этого времени там воспроизведен довольно точно. Так что, думаю, тем, кто любит кино про людей – должно зайти.
|
</> |