Adolescence

Годы экспериментов в этом кинематографическом формате постепенно превратили его из чисто технического пижонства (во как мы, операторы, можем!) в мощнейшее изобразительное средство, чуть ли не отдельный жанр. Я абсолютно уверен, что "Adolescence" не вызвал бы и десятой доли нынешнего восторга, если бы был снят в традиционной манере. Потрясшая многих третья серия, 50-минутная беседа подростка с психологом, потрясает именно в силу отсутствия монтажа, эффекта «здесь и сейчас». Будь она выполнена с привычными нам склейками, неизбежно воспринималась бы как затянутая и скучная.
Шекспир в свое время стал великим новатором, ибо позволил себе нарушить три считавшихся обязательными единства: места, времени и действия. Забавная диалектика состоит в том, что безмонтажная киносъемка наоборот утверждает все три классических единства, доводя их до наивозможного технического предела — и при этом тоже является новаторством.
Кстати, есть и исключение — сокуровский «Русский ковчег». Там только единство места.
Уровень, которого сегодня достигла эта техника, достоин всяческого удивления. К оператору, ведущему такую работу, трудно относиться без скидок — и раньше режиссеры известные скидки себе позволяли. Скажем, в немецком фильме «Виктория» (2015 год) оператор нет-нет да и выпускал актеров из кадра, не мог поспеть за их перемещениями, возвращал через какие-то секунды. Здесь же этого нет и близко, наоборот: даже при съемках погони расположение в кадре обоих ее участников просто идеально, какие бы зигзаги они ни закладывали. Как, в самом деле, возможно этого добиться? А уж когда камера, после долгих приключений на школьном дворе и в его окрестностях, взмывает на высоту птичьего полета, чтобы через пару минут опуститься в другом месте и снова оказаться в операторских руках, просто рот разеваешь от восхищения.
О сценарии, актерской игре и поднятых проблемах и без меня сказано достаточно. Я же снимаю шляпу перед операторской бригадой. И жду новых шедевров в моем любимом безмонтажном жанре.
|
</> |