Адмирал Вернер (Bartholomäus von Werner, 1842-1924) как возможный германский
alex-cat-1975 — 17.03.2024Смотрел недавно на ютубе ролик по германскому броненосному
флоту ( года так с 1890 по 1910й ну те от "Бранденбургов" до
"Дойчландов") и пришла мне в голову интересная мысль - кое
что я о геманском флоте тех времен не знаю. В общем - жизнеописание и некие теории адмирала Вернера. |
-Ребе, а почему курица не летает?
- Так ей Бог повелел!
Отвлечение 1.
Когда смотрел ролик - там автор ну как-то так вскользь констатировал факт. Броненосцы расматриваемого периода ( 1890-1810) имели слабый главный калибр 240-280мм, но сильное бронирование и сильную батарею среднего калибра. Почему? Ну вот такой вот у них путь кораблестроения .
Ну и порылся в "Моделисте" в 10 номере 1993 года [ ну все мы из гоголевской шинели вышли ]и нашел аналогичный текст авторства Кофмана.
Но и здесь был избран свой путь: в качестве "главного" был избран относительно небольшой 240-мм калибр. Причин тому было несколько. Быстро прогрессирующая военная промышленность все еще не могла производить более крупнокалиберные пушки высокого качества. [неправда .Крупп в то время как раз мог и производил орудия аж в 400 мм] Но немцы и не стремились пойти по пути введения "орудий-монстров", справедливо считая, что при умеренном калибре, а значит, более легких снарядах можно создать надежные башенные установки, а главное - развивать большую скорость стрельбы. Нельзя сказать, что эта идея сразу оправдала себя: первые немецкие десятидюймовки стреляли всего в полтора раза быстрее, чем куда более могущественные 12-дюймовые британские орудия, а по возможности пробивать броню противника они оказались позади практически всех европейских стран.
Правда, частично эти недостатки компенсировались исключительно мощной вспомогательной батареей, состоявшей из 18 150-мм скорострельных пушек. Из них шесть помещались в одноорудийных башнях с большими углами обстрела, а остальные - в вычурно расположенных казематах, обеспечивавших очень сильный огонь в носовом и кормовом секторах, откуда одновременно могли стрелять (по крайней мере в теории) до 10 орудий. Действие шестидюймовок на малых дистанциях подкреплялось огнем 12 88-мм пушек, предназначенных также для борьбы с миноносцами. Такое сочетание ослабленной главной артиллерии с многочисленной вспомогательной стало отличительной особенностью всех немецких додредноутов.
Отвлечение 2.
В процессе изучения периода пришел к выводу ,что за любым крупным событием всегда стоял человек. Мысли , действия или слова которого влияли на гораздо большее , находящееся в основании пирамиды число людей. Всё это можно обозвать неким комьюнити - группой людей с общими интересами.
В реалиях кораблестроения это можно представить вот так. Накидал несколько вариантов.
Вариант №1.
на вершине стоит некий теоретик- генератор идей. Его теории ( а в идеале вот прям- приказы) влияют на решения Главного Морского Штаба ( название собирательное) . МГШ разрабатывает эскиз корабля. Кораблестрители по этому эскизу уже делают подробный проект. и строят некий корабль. Моряки этот корабль эксплуатируют и по результатам эксплуатации дают некую обратную связь и кораблестроителям и МГШ.
У подобной жесткой системы есть как свои достоинства , так и недостатки.
Как пример подобного варианта можно привести Великобританию с лордом Фишером и "Дредноутом".
Вариант №2.
Теоретик не стоит на вершине власти и напрямую влиять на решения МГШ не может , но его слова и поступки как-то оказывают действие на процесс принятия решений МГШ-кораблестроители-моряки.При этом теоретик вообще может не принадлежать к закрытой морской касте, но повлиять может Как влияет? Через прессу, через личное общение. Не забываем- это комьюнили- сообщество людей с общими интересами. При этом комьюнити может как принять идеи сторонего теоретика так и отвергнуть.
Как примеры подобной системы можно привести:
Французскую "Молодую школу" - с Габриэлем шармом -вообще не военный моряк- путешественник и писатель
Итальянец Витторио Куниберти - в итальянском флоте идеи отвергнуты, в английском- приняты.
Адмирал Макаров с идеей "водобронного судна" ( отвергнута) , ледокола ( принята)
Вариант №3.
Это когда страна не имеет своего теоретика и находится под влиянием других стран.
Как пример можно привести Россию в плане постройки броненосцев интервале с 1890 по 1910 г. Какие-то нелепые метания от своих проектов к французским с оглядкой на английские.
Возвращаясь к Германии . Какихто метаний у них нет- жесткий путь от поекта к проекту. Следовательно какойто свой теоретик или какието установившиеся в германском флоте свои идеи были. Кто это, какие идеи?
А вот тут мы плавно и подходим к адмиралу Вернеру. Я не хочу сказать, что именно он был тем самым
Родился в 1842 году.
В 1856 года вступил в прусский флот . Свою первую заграничную поездку Вернер предпринял в четырнадцать лет на парусном корвете "Amazone" , который служил учебным кораблем и доставил его, среди прочих мест, на Мадейру .
В 1862 года он стал морским прапорщиком
В 1873 года произведён в капитан-лейтенанты .
Принял участие в первой прусской экспедиции в Восточную Азию . Будучи командиром корвета «Ариадна» , он предпринял обширное путешествие по Южным морям с 1877 по 1879 год. Путешествие корабля проходило от Магелланова пролива через Вальпараисо до Панамы и Никарагуа , Маркизских островов , Таити , островов Общества , архипелага Бисмарка , Новой Зеландии , Тонги и обратно. 24 января 1879 года он заключил договор о дружбе с Самоа .Он также заключил договоры с вождями Маршалловых островов , приобрел два порта на островах Герцога Йоркского и, заняв эти два порта, помешал правительству Самоа передать свои острова под протекторат "иностранной державы".
По возвращении домой в Германию Вернер с середины ноября 1879 года делает карьеру на кораблях и верфях прусского флота.. В сентябре 1887 года вышел в отставку с получением звания контр-адмирала.
После отставки он активно занимался литературой и, среди прочего, давал популярные описания жизни на военных кораблях . верфях, а также описания природы моря и мест, которые он посещал.
Сочинения
Немецкий военный корабль в Южных морях.Ein deutsches Kriegsschiff in der Südsee 1889 г.
Немецкий военный корабельный быт и мореходное искусство. Deutsches Kriegsschiffleben und Seefahrkunst 1891 г.
Средства боя на море. Die Kampfmittel zur See 1892 г.
Морская война, эскадренная служба и значение военных верфей. Der Seekrieg, der Geschwaderdienst und die Bedeutung der Kriegswerften 1893 г.
Военно-морской флот, его личный состав и его организация. 1894 г.
Хотелось бы акцентироваться на книге Морская война /Der Seekrieg, 1893 г
она есть на гугл-книгах можно переводом почитать.
наш российский ..военно-морской теоретик публицист Блиох эту книгу заметил и дал там тезисно описание
Из крупного- Вернер дает своё описание видения крупного бронированного корабля и даже рисует некий эскиз-проект. Текст идет с последнего абзаца 102 страницы
***
Прежде чем мы закончим "Морскую войну", необходимо кратко кое-что важное обсудить. Прежде всего мы должны принять во внимание тот факт, что ни один корабль не имеет на борту брони, которая не может быть пробита крупными пушками калибра 24 см ( и выше) на расстоянии 1500 м. Таким образом, толстая броня вносит свой вклад , но учитывая расстояния, на которых ведутся решающие сражения, даже толстая броня, при попадании слабейшим из орудий, пробивается и поэтому броню можно рассматривать только как защиту против детонирующих гранат (фугасных снарядов). Лучшими являются те, которые имеют наибольшую площадь бронирования и из новейших двухвинтовых кораблей это только английские башенные корабли.Их броня проходит по ватерлинии почти по всему кораблю и большая часть корпуса казематная броня.Снарядные погреба, руль управления и люди расположены и защищены на всех дистанциях от фугасных снарядов, а скорозарядные пушки на близких дистанциях также защищены от разрывов фугасов орудий противника.
До сих пор остается открытым вопрос, смогут ли люди в броневых башнях выдержать воздействие снарядов и разрушения, которые бронебойные снаряды нанесут в замкнутом пространстве, а также какой уровень сопротивления они окажут.
Но если теперь учесть, что 24-см орудие пробивает броню так же хорошо, как и орудие калибром 40 см, то возникает вопрос, что лучше: небольшое количество очень тяжелых снарядов или желательно большее количество более легких пушек с более быстрым огнем?
Ствол 40 см пушки весит 113580 кг
Ствол 28 см - 33550 кг
Ствол 24 см- 19000 кг
Вместо четырех 40-см пушек один и тот же корабль мог нести двенадцать 28-см или двадцать четыре 24-см орудия, причем вес забрасываемого железа был бы наибольшим для 24-см пушки, поскольку 4 бронебойных снаряда 40-см весят 4200 кг, а 12 снарядов 28-см снарядов 4140 кг , 24 снаряда 24 см орудия - 5160 кг.
Я бы отдал предпочтение большому количеству пушек меньшего размера и размещению их в большой общей батарее. Моральная смелость отряда выше, когда он знает, что они вместе. Линкор будущего может быть только улучшенным батарейным кораблем, где весь корпус корабля бронирован спереди и сзади над батарейной палубой, так что верхняя палуба, борта которой также легкобронированы, прикрывает лишь пространство над батареей. Корабль имеет сильный бортовой залп и хорошо бронированную боевую рубку , которую придется придется иметь, если не хотят просто покончить жизнь самоубийством. Вся организация огня и командование кораблем полностью остается в руках командира.Управление огнем и управление кораблем полностью остаются в ведении командира. Легкая бронепалуба под батареей для для защиты машин.В остальном корабль построен по новейшей системе.Две мачты обеспечивают повышенную безопасность сигнализации и управления.
Прочные проволочные сети две-три в ряд или легкие бронепоперечные перегородки на концах батареи обеспечивают защиту от огня противника.Проволочные сети между орудиями обеспечивают защиту от осколков.
***
ну те по сути он предлагает броненосец без башен вовсе, без большого гланого калибра, но аж с 12-ю орудиями 240 мм в центральном каземате.
Вроде бы бред. но начиная с закладки "кайзеров" в 1895 году( 4 -240 и 18- 150 мм) вся двадцатка германских броненосцев имеет не нулевой, но достаточно слабый ГК и сильную артиллерию в каземате. На последней десятке в казематах стоят не 150 а 170 мм орудия.
Совпадение?Не думаю! (с)
Был ли Вернер таким генератором идей? Ну ХЕЗ. Но то что он был участником этого германского кораблестроительного сообщества - это несомненно. А пользовалось ли общество его идеями или он эти идеи общества просто излагал- по сути не важно.