Аделя Вайнберг. Два портрета

Передо мной две фотографии прошлого века. На обеих изображена моя бабушка Аделя. Я ношу её имя. Так назвал меня папа в честь своей любимой мамы, Адели Моисеевны Горфинкель (в девичестве Вайнберг). Бабушка родилась в 1886 году в большой религиозной семье. Жили они в небольшом провинциальном городе, Кишинёве (Бессарабия, Российская империя; ныне Молдова). Отец семейства, Моше (Моисей) Вайнберг, был бухгалтером в большой компании. Мать, по обычаю того времени, не работала. Ей хватало забот, хотя в доме были и няни, и бонны и служанки, что говорит о том, что семья жила довольно зажиточно. Детей в семье было тринадцать человек. Моя бабушка была самой младшей. Любимицей - вспоминает мой папа.

Нам не довелось увидеться. Бабушка ушла за несколько лет до моего
рождения. На память о ней остались рассказы моего отца и эти две
фотографии. Одну из них бережно сохранил мой отец, хотя время (и
проказы моих маленьких сыновей, "отредактировавших" снимок
шариковой авторучкой) не пощадило старинный снимок. Я вижу красивое
лицо молодой женщины. Она задумчиво смотрит вдаль, чуть отвернув
лицо от камеры. На ней тёмное платье старинного покроя,с воротником
стойкой до подбородка. Длинная золотая цепь и крошечные серьги
смягчают строгость костюма. На обратной стороне фотографии, красиво
разукрашенной ангелочками с палитрой и кистью в руках, крупными
буквами написано - Кишинёв и стоит имя фотографа. Но, к большому
сожалению, всего несколько букв можно прочитать: М.Л. Розенб...
Остальные несколько букв невозможно разобрать. Зато стоит дата -
1909 год. И посвящение, написанное рукой моей молодой бабушки: "На
память дорогой сестре Кларе с/с от любящей сестры Адели". Почерк не
каллиграфический, немного похож на детский. Буквы маленькие,
неровные. Мне кажется, что в детстве у меня был такой же. Мы и
внешне похожи. Все, кто видят этот снимок, непременно отмечают это
сходство. И мне очень приятно.
Однако, кто такая сестра Клара, которой написано посвящение? В
перечне еврейских имён детей в документах о рождении не было этого
имени. И вспомнилось вдруг на прогулке ярким солнечным днём в
начале февраля. Просто сверкнуло неожиданно лучиком света! Как же
раньше я не догадалась? Ведь сама написала в биографии старшей
сестры бабушки, которую звали Хая: "Мама Хая (в Москве её звали
Клара Моисеевна)" (Из воспоминаний художника Б. Жутковского, соседа
по квартире). Значит, и в семье её уже так звали, в русском
варианте. И тогда загадочные буквы "с/с" на фотографии вдруг
расшифровались: с семьёй. Для краткости.
У сестёр была большая разница в возрасте. Четырнадцать лет. И к
тому времени, когда сделана фотография, Хая/Клара уже была замужем
за Аврамом Мишне и имела четырёх детей (один из них, самый старший,
Ицхак Мишне, погибнет в числе 26 бакинских комиссаров). Не известна
точная дата их переезда в Баку, но там, в 1911 году, у них
рождается ещё один сын, Борис. Значит ли это, что фотография была
сделана и подарена сестре Хае на память, когда они уезжали навсегда
из Кишинёва? Очень может быть! Фотография, ведь, 1909 года! Но
тогда, как же подаренная сестре фотография очутилась у моего отца?
Этого я уже никогда не узнаю. Одно ясно, бабушка забрала у сестры
свою фотографию, когда приехала в Баку.
Папа рассказывал мне, что после Кишинёвского погрома (1903г.), моя
бабушка уехала в интернациональный Баку. Там уже жили три её сестры
и пять братьев. Первое время она жила у братьев, но невестки её не
жаловали. И жилось ей у них не сладко... Возможно, потом она
переехала жить к сестре? И когда, в котором году состоялся её
приезд? Тоже не известно.
Окончив в юности гимназию в Кишинёве с золотой медалью, она,
приехав в Баку, какое-то время работала гувернанткой. Родственники
выдали её замуж, но брак оказался неудачным и вскоре распался. В 34
года она снова выходит замуж. За моего деда Якова Вульфовича
Горфинкиля. У них рождаются два сына. Старший - моя отец, Моше,
названный в честь отца Адели Моисеевны.
Моё заочное знакомство с бабушкой собиралось по крупицам. Я знаю,
что она была меломан, большая любительница оперы, водила своего
пятилетнего сына - моего будущего отца - в оперный театр, привив
ему любовь к опере на всю жизнь. А ещё, бабушка зачитывалась
книгами вплоть до того, что чистила картошку с книжкой на коленях.
Я так и представляю её в нашей крошечной кухне в старом доме, в
который наша семья переехала после смерти дедушки Яши. Моя бабушка
сидит на стуле, в руке блестит ножик, с которого лохмотьями опадает
кожура картошки, а глаза бегают по строчкам неведомой мне
книги...

Вторая фотография появилась у меня значительно позже. Мне прислала
её по электронной почте младшая дочь композитора Моисея (Мечислава)
Вайнберга, Анна. На фотографии трое молодых людей, одна из них -
моя бабушка Аделя. Я сразу узнала её. Да и как не узнать? Тот же
нежный овал лица, пышные, тёмные, вьющиеся волосы разделены на
прямой пробор и забраны вверх, в причёску, открывающую милое лицо с
большими печальными глазами. Чуточку нависшие над глазами круглые
брови, удлинённый нос. Еле заметная улыбка, как на портрете
Джоконды. Напрашивается предположение, что сделаны фотографии
приблизительно в одно время, город на виньетке тот же: Кишинёв -
хотя, у разных фотографов. Фотоателье М.Рапопорта.
Бабушка Аделя сидит в кресле. Она молода, ей всего двадцать три
года. Тёмное платье (фото монохромное) очень похоже на то, что на
моём снимке. Рядом стоит девушка в белой блузе в рюшами и тёмной, в
пол, юбке. А справа, сложив на груди руки, присел на подлокотник
кресла юноша с такими же тёмными, разделёнными на прямой пробор
вьющимися волосами, как у девушек. Все трое очень похожи друг на
друга. Подпись на обороте фотографии не оставляет сомнений, что это
семья. Она так и подписана: "Дорогому брату Соломону с семейством
от Самуила Сони Адели". В перечислении имён нет запятых. Обидно,
что нет и даты. Только фамилия фотографа: "М. Рапопорт и Ко.
Кишиневъ. Александровская и Купеческая ул. домъ насл. Гришина.
Негативы хранятся." (С дореволюционным "ятем".)
Молодой человек - Самуил - будущий отец композитора Моисея
(Мечислава) Вайнберга. А вот кто девушка посередине? Её зовут Соня.
Сестра? Или жена Самуила? И тут мнения исследователей разделяются.
Долгое время считалось, что актриса Соня Вайнберг, которую мы
сегодня знаем, как сестру Соломона (Шмуэля), которая также
скрывалась под псевдонимами Соня Карл и Сара Котлика, была одним и
тем же человеком. Благодаря исследованиям нескольких музыковедов, в
частности Верены Могль и ее поискам в Институте еврейских
исследований YIVO, появилась уверенность в том, что Соня и Сара
были двумя разными актрисами. К тому же, на других совместных
фотографиях с женой и детьми, Соломон называл жену не Соня, а Сура.
В сохранившихся в "Архиве актов гражданского состояния" Варшавы
документах родителями Моисея Вайнберга указаны Самуил Вайнберг и
Сура-Двойра Штерн (в документах 1982 года сам композитор указал
девичью фамилию матери: Котлицкая). Есть ещё одна маленькая деталь,
подтверждающая, что девушка в белой блузе на фотографии не жена, а
сестра: у неё немного косит один глаз. Жена Самуила на фото с ним и
маленькими детьми смотрит на нас большими ясными глазами.
Какие могут быть сомнения? Несомненно, загадка разрешена. На
портрете, сделанном в фотоателье М.Рапопорта, изображены две сестры
и брат. Аделя, Соня и Самуил. Тётки и отец Моше Вайнберга (Мотек,
как ласково называл его отец). Композитор со сложной судьбой,
родившийся в Польше (в Варшаве) в 1919 году, он в двадцать лет
переступил границу СССР, тем самым избежав трагической участи своей
семьи, погибшей в 1943 году в концентрационном лагере в
Травнике.
Две фотографии. Окна в прошлое. Корни нашей семьи.
|
</> |