Adaptation

топ 100 блогов pora_valit27.08.2012 Нет, на этот раз речь пойдёт не об известном голливудском фильме 2002 года, а о собственном опыте адаптации, интеграции или назвайте это, как хотите.

Совсем коротко обмолвлюсь о причинах отъезда. Они были отнюдь не колбасные, бедствовать я не бедствовал ни одного дня и от голоду не пух. Денег никогда ни у кого не занимал за полной ненадобностью этой операции. Уехал я не по этой причине, а потому что в России мне было душно, на эту страну у меня была довольно серьёзная аллергия. Кстати говоря, реальный случай (рассказываю всё, как есть): за полгода от отъезда у меня на боку/талии выступили в большом количестве волдыри. Они не гноились, не сочились, просто представляли собой скромненькие бледные узелки, которые страшно чесались. Дерматолог прописал мне мазь, которой я намазал прыщи. Они исчезли, но тут же выступили с другой стороны. Я намазал там, но прыщи возвратились на прежнее место. Так я гонялся за ними несколько месяцев, перед самым отъездом мазь закончилась, а за границей выяснилось, что она не потребуется - исчез аллерген. :-)

Я не ощущал себя больше в России дома, да и окружающие меня люди несколько раз недвусмысленно (буквально словами) указывали мне на дверь. Мне стало противно и невыносимо буквально всё - от вонючей помойки под окном, которую в советское время вывозили регулярно, а в новое время перестали вывозить совсем, до пустозвона-дебила начальника - выскочки из "новых, перестроечных". Бесили люди в транспорте, бесил и сам транспорт. Бесила ругань в очереди, бесило панибратство "ух-ты, ах-ты, все мы космонавты, ууууух!" и купейные посиделки в трениках под водку, блевать тошнило от всех без исключения праздников, от десантуры, от полного бардака, от безакония, от улиц разбитых фонарей, от всего, всего, всего. Поэтому я не уехал, не свалил - я вылетел из России, как пробка из бутылки шипучего вина, и опции возвращения в Россию у меня не было в принципе. Там у меня не оставалось ничего и никого: ни квартиры, ни родственников, ни друзей, ни приятелей. Ни-ко-го и ни-че-го. Вообще. То есть, если мне надо было бы съездить туда, то останавливаться пришлось бы в гостинице, а вечера были бы свободны - встречаться не с кем.

И вот, Германия.

Перед отъездом я взял десяток уроков немецкого языка, на том все мои знания и ограничивались. А зря. Если бы я знал, как эти знания нужны, постарался бы подучить язык получше. Уезжал я в довольно странное время, когда СССР уже не было, но многие законы и инструкции, регулирующие беженство, во многих западных странах ещё не поменяли. Так я оказался в общаге для соискателей убежища со странной и жуткой публикой. Вопреки слухам о неповоротливости немецкой бюрократии, вид на жительство я получил очень быстро, а вместе с ним - право на снятие квартиры, чем я сразу же и занялся. Никто мне это не подсказывал, но шаг этот был совершенно правильный - долой болото общаги, междусобойчики и мелкокриминальные планы как предел человеческих мечтаний. В конце концов, я приехал не в общаге жить.

Когда получилось снять отдельную квартиру, адаптация пошла семимильными шагами. Во-первых, сам по себе процесс съёма квартиры, общения с квартиросдатчиком требует определённых знаний языка. Сразу отмечу, что дело происходило в нижнесаксонской глубинке, где с английским делать нечего, с таким же успехом там можно говорить на баскском или корсиканском. Только и исключительно немецкий, точка. Честно говоря, английский я тоже не знал, так что он всё равно бы не помог. :-) Во-вторых, я оказался предоставлен самому себе, и все бюрократические вопросы должен был решать сам, никакого социального работника больше не было. Это же самое относилось и к посещениям врача. Короче, learning by doing или спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Несколько раз мне лично приходилось быть свидетелем того, как мне в том или ином учреждении удавалось сходу получить то, в чём было только отказано какой-нибудь русской парочке, разговаривавшей с чиновником на прекрасном оксфордском английском. В том, что чиновники поступали так нарочно, у меня не было ни малейших сомнений. Как нет их и в том, что и сейчас в этом смысле немногое поменялось.

Отдельной проблемой был информационный вакуум. Познаний в немецком для чтения газет и понимания ТВ явно не хватало, поэтому я жадно поглощал российские СМИ. Прямо в день приезда я купил радиоприёмник, настроился на станцию "Голос России" и выяснил, что за два дня моего нахождения в пути дела в родной стране направились. То есть, уезжал я - и было всё плохо, а приехал - и стало всё хорошо, надо же, какие пичальки, как всё совпало. А может, Россия только и ждала моего отъезда, чтобы начать жить хорошо? Кроме того, я покупал российские газеты. Продавщица в киоске никак не могла понять, что может быть в шестиполосных "Известиях" такого, чтобы они стоили в два раза больше, чем "Frankfurfer Allgemeine" на 32 полосах. Но я всё это покупал, читал от корки до корки и страшно мечтал хоть одним глазком взглянуть на российское телевидение. В газетах следил за перемещением российских должностных лиц в правительственной карусели, интересовался законотворчеством. Покупал даже журнал "Новое время" за целых 10 марок и читал там аналитические статьи. Причём, надо сказать, газетного киоска с интернациональной прессой в нашем городке не было, приходилось ехать за 30 километров в административный центр, на железнодорожный вокзал.

А немецкий мой, тем временем, всё улушчался.

И однажды количество перешло в качество. Я влип в немецкое телевидение, сразу во все 32 программы, которые были в кабеле. Смотрел его, не отрываясь. Новости, аналитику, ток-шоу, политические передачи, фильмы, сериалы - всё подряд. Одновременно сильно ослаб интерес к российским делам и российской прессе. Меня больше не интересовал вопрос, преодолеет ли Дума вето Совета Федерации (сейчас, во времена диктатуры, это кажется смешным, но тогда такие проблемы возникали) по проекту закона о лесном хозяйстве. Перестал волновать курс рубля, тем более, что я и забыл, как выглядит этот самый рубль. Перестала волновать война в Чечне. Перестала волновать Россия. Просто время прошло, появились новые заботы, новые интересы. Я стал жить другой жизнью, общаться с другими людьми на другие темы. Решения российского правительства на мою жизнь не влияют ровно никак, в отличие от решений правительства немецкого.

Постепенно исчез страх перед почтовым ящиком. Я понял правила игры, я знаю, как реагировать на то или иное письмо, которое я ещё с "тех времён" называю "вонючкой". Телевизор сейчас не смотрю вообще. У меня есть спутниковая тарелка с поворачивающимся мотором, которая принимает не только десятки немецких, но и столько же российских и украинских каналов. Раньше я мечтал о "русском телевидении", теперь оно вот, рядом, в пределах досягаемости пульта. А я не смотрю. Во-первых, насмотрелся уже брежневского телевидения, а нынешнее ничего от него не отличается. А во-вторых - неинтересно. Чужие люди, чужие проблемы, чужие ответы на чужие вопросы. Не касается меня это никаким боком.

Да, а зачем тогда тарелка? А потому что мне нравится сканировать транспондеры и сообщать об изменениях на Lyngsat. Иногда я даже попадаю в таблицу как первооткрыватель.

В общем и целом на то, чтобы "перестать беспокоиться и начать жить" у меня ушло около пяти лет. Пяти лет неуверенности, проб и ошибок, жутких волн и штормов, правильных решений и откровенных косяков. Надо заметить, однако, что пробивался я сам, у меня здесь не было ни одного знакомого, который смог бы встретить, подсказать и направить. Я был одиноким волком, самым настоящим. Вернее, я и сейчас им являюсь, такой уж у меня характер, но в спокойной обстановке это не так страшно.

Из пяти лет первый год был сущим кошмаром. Потом становилось всё лучше, спокойнее и стабильнее.

Могу ли я назвать Германию своей родиной? Конечно, нет. Это противоречило бы самому понятию родины. Ну, типа квадратного треугольника. Вторая родина? Тоже нет. Второй родины у человека быть не может. У меня была родина - СССР, этой страны давно уже нет, ну, нет - значит, нет.

Наверное, было бы более корректным называть Германию моим домом. То есть, местом, куда тянет после путешествия, местом, где находится моя уютненькая кровать, где стоит стол, компьютер, где есть кухня с плитой, на которой варится суп (помните, дом - это там, где варится суп). Мне становится как-то спокойнее, когда я пересекаю границу и вижу немецкие дорожные указатели. Я чувствую себя в своей тарелке, когда слышу немецкую речь, за границей не упускаю возможности поговорить с теми, кого я считаю своими новыми соотечественниками.

Да, можно заметить, что за прошедшее время Германия сильно сдала. И дороги уже не те, и арабов с турками на улицах заметно прибавилось, и нет уже той пунктуальности, поезда ходят, когда вздумают, если вообще вздумают. Отрицать очевидное глупо. Но от этого я не люблю Германию меньше. За что я её люблю? Я сказал это выше: потому что здесь - мой дом. Вполне возможно, что если бы я уехал в Испанию, Ирландию или Финляндию, я любил бы эти страны за то, что они мне дали чувство дома, которого в России у меня не было. Те, у кого это чувство есть, меня поймут.

Может, кто-то тоже захочет высказаться и поведать о своём опыте адаптации.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
в ответ на комментарий в своём дневнике Аня, я тоже так думал,что деньги потраченные на космос и вооружение, очень были людям нужны, вот только сегодня цивильный Запад наглядно показывает, что делают со страной не имеющей вооружения, это ...
Некоторые думают, что Китай хочет очень захватить Тайвань... но это мелкая цель, на три дня решения вопроса. Китай хочет уничтожить Японию. Буквально выжечь начисто. И глупые японцы не поняли, что только Россия была сдерживающим фактором. А Россия на днях сказала "уже можно"... то ...
За квартал нефть подешевела на 13%: тенденция на снижение российского экспорта сохраняется Цены на нефть Brent завершают квартал максимальным падением более чем за два года на фоне достаточного предложения, вялого роста мировой экономики и повышения курса доллара до четырехлетнего пика ...
Личность Василия Филипповича Григина очень противоречивая, и, наверное, об этом человеке нужно рассказать. Скорее не так о человеке, как о том, как война ломает человека навсегда. Страшные четыре года сражений с противником, горе и утрата близких, своих сослуживцев, а также мужество ...
Ездил на 2 дня в город Великие Луки, что на самом юге огромной Псковской области. Там уже настоящая весна и по сравнению с Питером и достаточно тепло. А ведь между нами каких-то несчастных 400 км, правда строго на юг. Много новых впечатлений, фото и видео. Да, это была моя первая поездка ...