­
­

АД

топ 100 блогов art_of_arts18.11.2010  
Что такое ад?

Каждая культура воспроизводит самые страшные картины реальной, присущей данному времени действительности в качестве устрашающего наказания за грехи.

Раннее средневековье с его пыточными камерами, четвертованиями и сжиганием грешников живьём на кострах, сформировало традиционный образ ада, многократно повторённый на картинах художников Возрождения и, благодаря их искусству, просуществовавший почти до 20 века. Юстин Мученик, Клемент Александрийский, Тертуллиан и Киприан считали ад местом, где грешники мучаются в огне: "огонь", "гадес" - это есть "ад". Библия говорит: "Смерть и ад повержены в озеро огненное".

Двадцатый век перевёл ад из разряда персональных кошмаров в предприятие массового наказания. Первая мировая война дала человечеству литературные образы ада в виде хлорного облака, иприта и окопов, наполненных гнилой водой и трупами, Теперь художники рисовали уже не голые тела отдельно взятых несчастных грешников, которых красные черти тащат к чанам с кипящей водой, – они рисовали Море Крови и Гернику. Вторая война повысила ставки, внедрив в сознание адские образы печей Аушвица, зондер-комманды, газенвагены, Нанкин, Батаан, Дрезден и Хиросиму, в то время как Восточная Империя подарила благодарному человечеству Голодомор и Гулаг.

У интеллектуалов свои представления о пекле. Для них картинки огня и серы слишком примитивны, поэтому со временем адский огонь стал мерцать всё слабее, и по словам по US News and World Report, "в XX веке он, можно сказать, полностью угас".

Социопаты-интеллектуалы переопределили ад как вечные муки тягостного одиночного заключения, пребывания в пустоте. Склонные к парадоксам абстрактных умопостроений, они варьировали картину ада согласно собственным идиосинкразиям.

"Ад - это другие люди", - писал Жан Поль Сартр. "Неправы христиане, утверждающие, что в будущем будет ад. Вот он - действительно настоящий ад, ад общения с другими людьми".

Но это на западе. Русские экзистенциалисты, конечно же, писали о совершенно противоположном аде – об аде, как изоляции от других людей, отрыве от общинного. Примером тому слова Бердяева:
Спасение может быть только соборным.
Ад есть именно изоляция от других…
Ад не есть внешняя сфера, где мучаются грешники, а есть именно абсолютное одиночество...
Как ни крути, каждый из нас ответствен за создание собственного ада, и все мы, верующие и безбожники, ежедневно усердствуем в этом занятии – бежим от смысла и осмысленности к бесплодному пустословию, бежим в одиночество от друзей и любимых или наоборот - от одиночества к толпам, от природы в муравейники враждебных человеку загазованных мегаполисов.

Ваш персональный Гулаг - продукт ваших собственных усилий.

Мой ад хорошо мне известен, но я не стану его обнародовать...
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Сто лет одиночества Маркес много раз поднимает тему инцеста. Собственно, именно страх Урсулы что в результате инцеста у нее родится урод, и запускает весь процесс. Мне кажется, что инцест был Маркесу важен как одна из ситуаций которая строго запрещается культурными нормами но чей ...
О тебе, о подлеце, Слава аж в Череповце! © Л.Филатов, «Сказ про Федота-стрельца» Прочитал в заметках одного белоруса о России и засомневался. «   » В то же время , когда мне надо было лететь в Череповец, одно из туристических ...
Чем не пара. Дело за малым. За любовью. А любить мы можем. Она уже, а я ещё.  Я сидел на скамейке около своего подъезда. Ждал с гулянки Кота. Было слышно, как в кустах у котельной он насилует Поляночку Изольды, жившую в шестом подъезде. Изольда ...
Константин Фёдорович Юон (1875 — 1958) — русский и советский художник-живописец, мастер пейзажа, сценограф, теоретик искусства, педагог, профессор. «Мартовское солнце», одна из лучших дореволюционных картин художника, написана в подмосковном Лигачёве, где К.Ф. Юон подолгу жил и работал. ...
Людмила Михайловна Алексеева поделилась со мной результатами голосования на московском участке №7 (Арбат, 35), где она работала вчера с раннего утра до поздней ночи наблюдателем. Результаты интересны и на первый взгляд, но на второй взгляд - ...