АД

Что такое ад?
Каждая культура воспроизводит самые страшные картины реальной, присущей данному времени действительности в качестве устрашающего наказания за грехи.
Раннее средневековье с его пыточными камерами, четвертованиями и сжиганием грешников живьём на кострах, сформировало традиционный образ ада, многократно повторённый на картинах художников Возрождения и, благодаря их искусству, просуществовавший почти до 20 века. Юстин Мученик, Клемент Александрийский, Тертуллиан и Киприан считали ад местом, где грешники мучаются в огне: "огонь", "гадес" - это есть "ад". Библия говорит: "Смерть и ад повержены в озеро огненное".
Двадцатый век перевёл ад из разряда персональных кошмаров в предприятие массового наказания. Первая мировая война дала человечеству литературные образы ада в виде хлорного облака, иприта и окопов, наполненных гнилой водой и трупами, Теперь художники рисовали уже не голые тела отдельно взятых несчастных грешников, которых красные черти тащат к чанам с кипящей водой, – они рисовали Море Крови и Гернику. Вторая война повысила ставки, внедрив в сознание адские образы печей Аушвица, зондер-комманды, газенвагены, Нанкин, Батаан, Дрезден и Хиросиму, в то время как Восточная Империя подарила благодарному человечеству Голодомор и Гулаг.
У интеллектуалов свои представления о пекле. Для них картинки огня и серы слишком примитивны, поэтому со временем адский огонь стал мерцать всё слабее, и по словам по US News and World Report, "в XX веке он, можно сказать, полностью угас".
Социопаты-интеллектуалы переопределили ад как вечные муки тягостного одиночного заключения, пребывания в пустоте. Склонные к парадоксам абстрактных умопостроений, они варьировали картину ада согласно собственным идиосинкразиям.
"Ад - это другие люди", - писал Жан Поль Сартр. "Неправы христиане, утверждающие, что в будущем будет ад. Вот он - действительно настоящий ад, ад общения с другими людьми".
Но это на западе. Русские экзистенциалисты, конечно же, писали о совершенно противоположном аде – об аде, как изоляции от других людей, отрыве от общинного. Примером тому слова Бердяева:
Спасение может быть только соборным.Как ни крути, каждый из нас ответствен за создание собственного ада, и все мы, верующие и безбожники, ежедневно усердствуем в этом занятии – бежим от смысла и осмысленности к бесплодному пустословию, бежим в одиночество от друзей и любимых или наоборот - от одиночества к толпам, от природы в муравейники враждебных человеку загазованных мегаполисов.
Ад есть именно изоляция от других…
Ад не есть внешняя сфера, где мучаются грешники, а есть именно абсолютное одиночество...
Ваш персональный Гулаг - продукт ваших собственных усилий.
Мой ад хорошо мне известен, но я не стану его обнародовать...