Ад не один
serge_le — 03.12.2025
В минувшее воскресение мы читали один из моих любимейших воскресных апостольских фрагментов:
- «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:1-6)
Не грызть друг другу глотки «за правду», а снисходить к непониманию твоей позиции – лишь бы был мир и единство. Если ты прав, то почему ты такой злой, одинокий и обиженный?
Если есть Господь, а Он есть, то Он может быть только один. Если есть Церковь, а она есть, то она может быть только одна: у Христа нет двух церквей – поскольку у Него только одно тело, которыми является Его Церковь. Не может быть и двух крещений, которые бы приобщали человека к двум разным церквям или делали бы его членом разных Христов. А раз так, то и Царство Небесное может быть только одно, поскольку, о чем бы ни шла речь при попытках определить, что оно есть по существу, мы помним, что метафорический Пир Агнца невестой предполагает Церковь – Единую и Единственную.
А вот насчет ада, кстати, не факт, что эта логика должна
работать: где нет единства в Боге (а в аду его нет, иначе это был
бы не ад), то там возможны любые множества разобщений (в том числе
и по догматическим интересам). Ад мне вообще кажется местом
бесконечно расширяющегося одиночества, ужас осмысления которого
нарастает быстрее этого расширения...
Кто был одинок, тот уже знает, что такое ад, потому что ад - это
одиночество, но уже не в моменте, а в вечности. Вечности, не
знающей времени, которое есть ограничение и мера.
Одиночество - это ад, а ад - это множество одиночеств. И даже если
все спасутся (допустим!), ад все равно останется и пребудет пустым
множеством. Мыслить пустое множество не так сложно, как
существование, не являющееся процессом во времени.
Если есть пустое множество, то должно быть и пустое единство - то,
что не предполагает отличий. Оно ложное и ненастоящее.
Как и Царствие Небесное, ад тоже начинается незаметно и внутри
человека. Начинается с одиночества - в том числе понимаемого как
антитеза единству в сопричастности. Единство имеет своим антиподом
не множество, а одиночество. А множество - это не субстантив, но
свойство, приложимое как к единству (единство во множестве), так и
к одиночеству (одиночество среди множества или множество
одиночеств). Единство - не одиночество, а целостность.
В мире полно людей, живущих в аду - в одиночестве, а не просто по
одному или иногда даже совсем не по одному... В толпе.
Да и толпа может быть из одного человека, столпившегося и
потерявшегося в себе. Чем больше эта толпа, тем слабее в ней
человек - я хотел о чем-то подобном поразмышлять с вами в то
воскресение, когда мы читали о Гадаринском бесноватом, но так и не
смог сформулировать... нет, даже не свои мысли, а свое настроение
или предчувствие...
Любовь - это то, почему кто-то может узнать в нас учеников
Христа (см.: Ин.13:35). А единство - это то, почему мы можем
предположить сами, что Христос - наш Учитель.

|
|
</> |
Ravenclo – гармония стиля и производства поможет в создании уникального мерча
Власть имущие слишком сильно оскорбили общество: Молчать о таком не стоит
В БУТЫРСКОЙ ТЮРЬМЕ
Как Михалков «Обломова» снимал: конфликт с Калягиным, слезы Соловей...
Эхнатон: солнце Амарны. Лекция онлайн 9 ноября
Площадь России за последние 100 лет ( часть вторая)
Листая старые страницы

