Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

топ 100 блогов cand_orel09.04.2023

 28.09.2022

В прошлой прогулке мы посетили Храм святого мученика Василиска Команского (https://cand-orel.livejournal.com/2634210.html), но я как-то опрометчиво не привязал его к местности.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

В этот раз мы посетим Команский монастырь (Монастырь святителя Иоанна Златоустого), и я указываю обе точки на карте....

И для общего географического представления представлю положение на карте Абхазии.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Итак — монастырь...

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Каманский монастырь (или Монастырь святителя Иоанна Златоустого) — православный мужской монастырь Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Находится на автомобильной дороге Сухум — Ацра, в 20—25 минутах езды от города Сухум. Ежегодно монастырь посещает до 50 тысяч паломников и туристов.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Монастырь св. Иоанна Златоуста расположен в 12 км от столицы Абхазии Сухума (абх. Аҟәа, древ. Диоскурия, рим. и визант. Себастополис), у слияния Западной и Восточной Гумисты (абх. Ҳәыҧси Гәымсҭеи). 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Команами с конца XIX в. стали называть саму местность, где находится монастырь (абх. Ӡеиҵырха/Ӡеиҵыхра), и с тех же пор православные христиане почитали ее как место кончины и погребения великого отца Церкви — св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя (349/50–407).

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Исторических данных о существовании на территории современной Абхазии топонима «Команы» нет. В анонимной рукописи «Книга знаний обо всех королевствах, странах и владениях, имеющихся в мире…» (1350–1360 гг.) сообщается о «команах-христианах», составлявших основную часть населения «королевства Сант-Эстрополи», т. е. Сухума. 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Проф. Ш. Инал-ипа полагал, что автор рукописи под «команами», вероятно, имел в виду жителей Гума — исторической области Абхазии в районе Сухума и его окрестностей. Однако наименование части населения «королевства Сант-Эстрополи» (если действительно в вышеуказанной рукописи речь идет о Сухуме и его окрестностях) могло происходить не от топонима «Команы», а от названия народа — «команы» (или «куманы»).

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

В XI в. в поле зрения византийских источников появляется народ «команы» («Κομάνοι») или «куманы» («Κουμάνοι»). Этот этнический массив переселился из Азии, пройдя через Урало-Каспийской коридор на территорию Восточной Европы. Арабские, персидские и грузинские источники называют «команов» (или «куманов») «кипчаками», русские летописи — «половцами». 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

«Команы» в XI в., оттеснив печенегов к Дунаю, заняли Северный Кавказ, все южнорусские степи, часть Крыма и осели на долгое время в местах, ранее занятых печенегами. В 1118–1120 гг. «царь абхазов и картвелов» Давид IV Строитель (1089–1125) переселяет на территорию тогдашнего государства абазгов (абхазов) и картвелов (грузин) большую массу «команов». 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Сам царь Давид Строитель был женат на дочери «Команского» («Кипчакского») хана Отрака (или Атрака), царице Гурандухт. На позднесредневековых европейских картах расселение «команов» обозначено на территории, чуть выше современной территории Абхазии.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Каких-либо исторических сведений о местности, где сегодня расположен монастырь св. Иоанна Златоуста, и о сохранившихся в этих местах памятниках культуры в настоящее время не выявлено. До нашего времени дошли руины двух построек на холме (одна из которых сегодня почитается как место погребения св. мученика Василиска). 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

На Плане города Сухума и его окрестностей, составленном В.И. Чернявским (1846–1915), эти руины были обозначены как постройки «дворца». Второй памятник — средневековый храм (на территории современного монастыря св. Иоанна Златоуста). По сообщению русского археолога графини П. С. Уваровой (1840–1924), местность, в которой расположены современные Команы, была осмотрена во второй пол. XIX в. членом Императорского Московского археологического общества Н. В. Никитиным. 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Данный исследователь пробыл в Команах несколько дней и успел изучить руины одной церкви, которой он дал название в честь св. Василиска (речь идет о главном храме монастыря, который в наше время именован в честь самого св. Иоанна Златоуста). В 1905 г. выше Команского монастыря, на склоне горы, арендаторы монастырских земель нашли два медных креста в хорошей сохранности и один железный крест. 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Кресты были «порядочной величины». На медных крестах имеются линейные изображения (с одной стороны — сцены Распятия Христа, с другой — Божией Матери с греческими инициалами «Μ.Θ.»). Вианор Пачулиа (1929–1978) в одной из работ, изданной в 1968 г., Команский храм датировал XI–XII вв. В приложении к этой работе дан и рисунок с планом храма (обмеры были сделаны В. С. Орелкиным).

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Средневековый храм в Команах представлял собой однозальное каменное здание, без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием и тремя входами (центральным с западной стороны и двумя боковыми — с южной и северной сторон). Свет в помещение проникал через два узких окна, расположенных в алтарной части и в западной стене. Литография с видом руин средневекового Команского храма впервые была опубликована в книге архимандрита Леонида (Кавелина) «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» (Москва, 1885 г.).

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1


Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Согласно историко-географическим данным, на территории Римской империи существовало несколько городов с одноименным названием Команы (греч. Κόμανα). Наиболее известными из них были Команы Армянские или Каппадокийские (совр. Şar/Adana, Турция) и Команы Понтийские (совр. Gömenek, Турция). 

Виноград?
Виноград?

По сведениям Страбона и Прокопия Кесарийского, основание Коман Понтийских и Коман Каппадокийских (или Армянских) было связанно с именем Ореста и его сестры Ифигении (дети Микенского царя Агамемнона). Орест, чтобы исцелиться от болезни, выстроил эти прекрасные города с храмами в честь Артемиды. И в обоих этих городах он положил свои «траурные» волосы, от которых и происходит название этих городов — Команы (греч. η κόμη, дор. κόμα, лат. coma, т. е. волосы).

Киви!
Киви!
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

До 1884 г. местом кончины и погребения св. Иоанна Златоуста признавались Команы Понтийские. В 1884 г. российский исследователь в области церковной археологии архимандрит Леонид (Кавелин) посетил Абхазию. По возвращении в Москву в 1885 г. он издал труд под названием «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь». 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

По словам архим. Леонида (Кавелина), при составлении вышеназванного труда он получил известие из Ново-Афонского монастыря о новом неожиданном открытии относительно места кончины св. Иоанна Златоуста. Открытие это было сделано неким греческим археологом по имени Константин Вриссис. 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Архимандрит Леонид, ссылаясь на сообщение из Нового Афона, писал, что в ноябре 1884 г. К. Вриссис прибыл из Константинополя в Абхазию и установил точное месторасположение города Команы, где скончался по пути в Питиунд (совр. Пицунда, Абхазия) и был погребен св. Иоанн Златоуст. 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

В сопровождении проводника К. Вриссис отправился из Сухума к месту слияния Западной и Восточной Гумисты, где располагались остатки древних построек и древнехристианского храма. Именно это место в 12 км от Сухума греческий ученый определил как город Команы или Куманы, а развалины храма как церковь священномученика Василиска, епископа Команского (нач. IV в.), внутри которой и было погребено тело св. Иоанна Златоуста (в 407 г.).

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

В 2014 г. в Аристотелевском университета г. Салоники (Греция) состоялась успешная защита докторской диссертации архимандрита Дорофея (Дбар) на тему: «Место кончины св. Иоанна Златоуста». На основе тщательного анализа источников жизнеописания Златоуста и многих других материалов архимандрит Дорофей пришел к следующему выводу: св. Иоанн Златоуст во время следования из Кукуса Армянского (или Каппадокийского, совр. Göksun, Турция), места своей второй ссылки в место окончательного заточения — в Питиус (совр. Пицунда, Абхазия) преставился 14 сентября 407 г. в Команах Понтийских (совр. Gömenek, Турция), не добравшись до места назначения. 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Архимандрит Дорофей исключил возможность кончины и погребения св. Иоанна как в Команах Армянских, так и в Команах Абхазских. В процессе исследования была выявлена безосновательность версии о месте кончины и погребения Златоуста на территории Абхазии, возникшей в 1884 г. и связанной с именем К. Вриссиса. Все попытки архимандрита Дорофея установить личность вышеназванного археолога, обнаружить какие-либо его публикации, а также найти саму «таинственную» рукопись, на основании которой К. Вриссис якобы осуществил свое открытие, оказались безуспешными.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Вот так вот...

Сейчас пойдем в храм, "там" я давайте про Иоанна Златоуста расскажу...

Святитель Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии. За редкий дар красноречия за ним закрепилось прозвание Златоуст.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Родился Иоанн Златоуст в Антиохии, в знатной семье, приблизительно в 347 году.

Его отец, Секунд, был видным военачальником. Сколь-нибудь сильного влияния на воспитание сына он оказать не успел, так как умер, когда Иоанн был ещё малым ребёнком.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Мать Иоанна, Анфуса, была женщиной благородного происхождения. Овдовев в двадцатилетнем возрасте, оставшись один на один с двумя детьми и наследством, требовавшим надлежащего управления, она столкнулась с немалыми трудностями. В аналогичных ситуациях многие женщины, её современницы, не отказывались от вступления во второй брак, однако Анфуса с твёрдой решимостью отклоняла все поступавшие ей предложения о замужестве. 

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Она нашла в себе силы и для воспитания детей, и для преодоления прочих трудностей. Высокий уровень её нравственности вызывал симпатии даже среди язычников.

Дочь Анфусы, сестра Иоанна, по-видимому, вскоре умерла. Что же касается Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание, которое было возможно с учётом сложившихся обстоятельств.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) — у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нём как о самом лучшем ученике.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Вероятно, Анфуса ещё с детства утвердила своего сына, Златоуста, в истинах Священного Писания. Это помогло ему не увлечься языческой литературой, не подпасть под очарование лоска светской языческой жизни.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе он мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам он не был крещен в раннем детстве. В то время практика откладывание Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.

Через какое-то время Иоанн, всерьёз увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нём потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу он может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет Иоанн наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

К этому времени в Иоанне окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращённого города.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шёл. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

Вскоре после принятия Иоанном Крещения епископ Мелетий возвёл его в звание чтеца. На том историческом этапе должность чтеца нередко служила предварительной ступенью перед принятием священства.

Между тем, в 370 году Мелетий был изгнан из города в связи с внутренней политикой императора Валента, покровительствовавшего арианам и притеснявшего их упорных противников.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

В тот период в Антиохии оставались и другие известные учителя: Картерий и Диодор, ставший впоследствии епископом Тарским. В училище этого богослова, наряду с Иоанном, выделялся своими знаниями Феодор Мопсуестский. Однако тогда как Феодор стремился усилить и даже обострить особенности богословия Диодора, Иоанн, напротив, старался избегать крайностей, сглаживал острые углы.

Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1
Абхазские зарисовки. Монастырь святителя Иоанна Златоустого. 1

К сожалению не влезло... Завтра продолжим.


Источники информации:

https://www.tourister.ru/world/europe/abkhazija/city/sukhumi/temples/33743

https://anyha.org/monastyr-sv-ioanna-zlatousta-v-komanah/

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/


Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В общем активно навязывают всем эту тему по радио (в основном москва фм и теоек москва 24. Типо все стучат в прогнившей европе и других продвинутых странах. По этому, надо как они, начинать активно стучать. Типо, уже 70 тыс. устройств скачало эту приблуду и теперь модно активно стучать ...
Тем временем евро продолжает расти по отношению к рублю. Я отказываюсь понимать, что происходит. Кто нынче скупает еврики? ЗАЧЕМ? Ведь давно уже всем ясно, что Европа стоит на пороге масштабнейшего финансового кризиса в своей истории, который ...
Вопреки сложившимся стереотипам на сценах СССР из иностранных музыкантов выступали не только кубинские ансамбли и чешские чечёточники, но и вполне западно-свободные капиталистические вольнодумцы. Только вот далеко не у всех из них экскурсия на советскую эстраду завершилась триумфом. А ...
Здравствуйте, я зарегистрировался в spb.auto. Поскольку сегодня пятница, мне не терпится узнать, какова дорожная ситуация на Казанской д.7, снесен ли Веселый Поселок толпой автомобильных блохеров и переехали ли столом переставляли ли мебель на афтепати. ЗЫ Хэштеги забыл. #солевая #спбб ...
Я вполне сознательно всю неделю не трогала Ксюшу Собчак. Не хотела, чтобы именно я стала тем злым мальчиком, который заявился на праздник и крикнул правду: король-то голый! Ксения так долго стремилась попасть в телевизор на Первый канал, что ради этого продалась с потрохами -- предала и ...