А вот действительно интересная проблема, в отличие от
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Что в нём языческого? А вот принято ставить памятники - крестики, стелы, веночки - вдоль обочин дорог, там, где погибли люди в результате катастрофы. Трагедия воспринимается как разрыв в пространстве-времени, а религиозные символы - как средство "заштопать" этот разрыв. Таковы и храмы-кенотафы, храмы-памятники, самым большим из которых является храм Христа Спасителя. "Кенотаф" у древних греков - пустое захоронение в память о человеке, тело которого не было найдено. Храмы в память о погибших на войне, утонувших в море - это именно кенотафы.
Способ справиться со своей скорбью. Что само по себе нормально.
Только христианство - не норма, а повыше. Норма же - если брать за
неё не идеал, а наличное состояние мироздания - с точки зрения
христианства есть ненормальное, падшее состояние человечества.
Конечно, можно ставить заплатки на расползающийся по швам костюм,
но это будет ещё более ненормальный костюм. Евангелие предлагает
этот костюм скинуть и облечься во Христа.
Христианин не "приходит на могилу". Он приходит туда, где лежит
часть живого человека - живого во Христе. Человек приходит на
могилу о.Александра Меня не потому, что там "последнее, что
осталось от...", а потому что там "первое, что связывает меня
с...". Поэтому христианин спокойно целует мощи, поэтому в
православной традиции мощи лежат на каждом престоле. Поэтому в
древности служили иногда на саркофагах, в которых были тела
мучеников.
Есть и ещё одна неувязка в храме рядом с домом о.Александра. Его
дом был прежде всего его крепостью - в этом проявлялась его
европейскость, та подлинная, а не сочинённая в церковных кабинетах
европейскость, которая прямо вытекает из обретения человеком своей
личности в свете Евангелия. Он говаривал, что, если бы жил в
Москве, не выдержал бы напора страстей. Чем публичнее человек и его
профессия, тем выше у него потребность в оазисе или хотя бы в
пустыне, но в месте, где можно восстановиться. Дом отца Александра
был гостеприимен, но это был всё же именно его дом (его часть дома,
если быть точнее), а не проходной двор.
Конечно, можно сказать: "Почему бы не быть храму?" Есть деньги -
пусть будут и церковь, и музей, и культурный центр. Что ж, пожалуй.
Только тогда нельзя жаловаться, когда храмы закрывают и сносят.
Значит, кончился завод, разрядилась батарейка, счёт исчерпан - и
тогда не нужно восклицать про святость места, которую-де обязано
поддерживать своими деньгами государство.
Пойдёт в "Об искусстве оплакивания" - где всякие мои скандальные
протесты против антихристианских истерик по мертвецам, накопившиеся
за 20 лет - http://krotov.info/yakov/2_chlvek/2_svoystva/skorb_manipul.htm.
P.S. Кстати, в начале 90-х в Косме и Дамиана собирали деньги на выкуп коммуналки на Серпуховке, где жил в детстве о.Александр. И я там бывал у Ел.Семёновны... Помню горячий спор году эдак в 75-м то ли о мытье посуды, то ли о выносе мусора (содержания не помню), где Елена Семёновна и моя лучшая половина обрушились на нас с Павлом Менем. Выкупили ли ту квартиру, сделали ли там мемориал, или, может, и дом снесли? Я давно по этой улице не ходил.