
А ведь мы это пьем!

Кто в ней мыл ноги, кто в нее сливал остатки консервов, кто в нее... Ну, вы поняли. И вот, на днях прозрела, так сказать.
Причиной послужило 80-летие Восточной станции водоподготовки. И личное знакомство с некоторыми ее элементами. Собственно, можно сказать, что до этого я не знала ничего об организации водоснабжения в родном городе Москве.
А устроено все примерно так. Вода подается в Москву из трех гидротехнических систем: Москворецкой, Волжской, Вазузской. Последняя скорее играет роль резерва, а Москворецкая и Волжская пашут по полной. На каждой - по две станции водоподготовки. Мы были на Восточной станции Волжской системы.
Еще подробнее. Вода, которую мы пьем, - это вода из водохранилищ и рек, на берегах которых стоят коттеджи, на берегах которых мы жарим шашлыки, в которые нерадивые детишки выбрасывают фантики от конфет. Эта вода через систему водохранилищ поступает на станции водоподготовки, проходит множество этапов этой самой подготовки и выливается у нас из крана. И сотрудники "Мосводоканала" утверждают, что ее можно пить. Как так? А вот так.
Расскажу поэтапно. Это - одна из плотин каскада водохранилищ Акуловского гидроузла. Пестовская плотина. Ее задача - частичный пропуск воды из канала имени Москвы в Учинское водохранилище.
Следующая остановка - Листвянская ГЭС. Вода пришла туда, откуда дорога ей только к нам на кухню и в ванную. Она пройдет через водоход ГЭС в водопроводный канал. На канале длиной 29 км - 15 переключателей, которые регулируют подачу воды дальше и могут при необходимости остановить ее.
Турбина - шумная и завораживающая штука.
Из водопроводного канала (территория тут уже огорожена, на берегу шашлыки жарить не положено, состояние этой воды должно быть стабильно и предсказуемо) вода попадает либо в так называемый ковш - огромный резервуар,..
либо напрямую на станцию водоподготовки.
Меня поразило то, что на всех притоках и на водохранилищах, по которым приходит вода, расположены контрольные створы. Ежедневно делаются пробы, чтобы определить качество воды, которая идет на станцию подготовки. А ее качество может очень сильно варьироваться в зависимости от многих факторов. От того, что сбросили в воду предприятия. От того, сколько осадков выпало. От того, что эти осадки смыли. От того, сколько новых поселков построили по берегам. В зависимости от того, какая вода идет, ее и встречать будут по-разному. Так, чтобы конечный потребитель разницы вообще не ощутил.
Перед попаданием на станцию водоподготовки вода очищается от крупного мусора и рыбы. По сути, она проходит через сетки, в ячейки которых рыба не пролезает. Она остается жить в ковше. Увы, ловить ее тут запрещено.
Затем вода насосами 1-го подъема (картинка выше) подается в центральный смеситель.
Блогеры поймали оператора. Оператор попытался было избавиться от фотосессии, заявив "у меня авария, мне бежать нужно". Но не тут-то было.
Пожалуй, центральный смеситель - это самое завораживающее место на станции.
Вода извергается из нескольких широких труб в резервуар, в котором растворены реагенты. Смешивается с реагентами и отправляется отстаиваться.
Посмотрите на эту красоту! Правда, вода тут чистой не выглядит. Но ей еще и не положено, она и не чистая.
Что за реагенты? Озон, алюминийсодержащие коагулянты. Их задача связать загрязнения и помочь им побыстрее осесть во время отстаивания воды.
Итак, с помощью насосов вода подается из ковша в центральный смеситель, смешивается с реагентами, отстаивается (это не интересно и не зрелищно), затем фильтруется (это я покажу), дезинфицируется, перекачивается насосами второго подъема и отправляется в город. До дома воду доводит "Мосводоканал". Дальше, внутри дома - уже управляющие компании домов.
А мы возвращаемся к процессу фильтрации. Вот они - бассейны, заполненные отстоявшейся, но еще не до конца очищенной водой.
Внизу - фильтр из песка. Вода проходит сквозь него и уходит в закрытые трубы. Больше мы ее не увидим, пока не откроем дома кран. Дезинфекция проходит в закрытых емкостях.
На самом деле, смотреть, как вода фильтруется, совершенно не интересно. Она просто медленно и незаметно для глаза уходит в песок. Зато интересно смотреть на то, как этот песок чистят. А его самое редкое раз в 72 часа нужно чистить. Любой фильтр нужно либо менять, либо мыть.
Итак - резервуар пуст. На дне - песок. Посередине - несколько желобов. Я долго не могла понять, какую роль они играют. Потом поняла. Они нужны не для процесса фильтрации воды. Они нужны для процесса очистки песка.
В песок подается снизу чистая вода, затем он промывается с помощью воздуха. Выглядит это как бурление.
Три минуты. Вода становится мутной, теперь ее нужно удалить, не позволив загрязнениям осесть обратно в песок.
Резервуар начинают быстро заполнять водой. Ее уровень поднимается, и верхний слой грязной воды начинает сливаться в желоба и уходить.
Очень красивый процесс. Хотя центральный смеситель в моих глазах не затмит ничто.
Вот вода еще мутная:
А теперь - стала более прозрачной. Все лишнее ушло по желобам. Эта вода в свою очередь тоже будет очищена.
Собственно, вот и все. И да, очистить до состояния питьевой можнопрактически любую воду.
И нет, бояться запаха хлорки не нужно, это не плохой запах. По хлору существуют очень жесткие нормы, там ни переборщить, ни не доложить нельзя.
А обильные дожди в этом сезоне, как и любые другие аномалии, не сказались на качестве нашей с вами воды. Они сказались на качестве воды, поступающей в обработку. И на количестве работ для сотрудников станции. И на тонкостях в процессе обработки. Но не на конечном результате.
А еще нам рассказали, что водопотребление в Москве в последнее время упало вдвое. Стали ли мы меньше мыться? Нет, просто крупные предприятия вывели за город, а именно они были оптовыми потребителями воды.
Буду ли я теперь пить воду из-под крана? Что я могу сказать... Я ведь теперь не в Москве живу. Так что качество воды в моем кране не зависит ни от работы Восточной станции водоподготовки АО "Мосводоканал" в частности, ни от работы "Мосводоканала" в целом.
+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ
|
</> |
