А сло́ва нет

Теперь, стало быть, вставлять куда попало уже нельзя. СМИ, кинопрокат и театры должны воздержаться. А на остальном должно быть предупреждение.
Но тут что интересно.
Во-первых, контекст как бы определяет. Если по сюжету персонаж попал себе по пальцу молотком, то он как бы выругался, даже если промолчал. Ибо всем вполне понятно, что говорят в таких ситуациях.
Во-вторых, контекст как бы определяет. Даже если слова заменять эвфемизмами, то они с неизбежностью узнаются по контексту. Ибо если есть па, то должно быть и обозначающее её слово. Причём не только медицинский термин, но и то самое, что первым приходит на ум в ответ на вопрос «интересно, чем думают отечественные режиссёры и сценаристы?».
В-третьих, контекст как бы определяет. Пока у человека есть эмоции, среди них будут присутствовать и агрессивные. Но все знают, что в этих случаях люди говорят. Да и все эти слова все тоже знают — иначе можно было бы не запрещать, поскольку никто бы не смог догадаться, о чём тут речь.
Но самое интересное, конечно, то, что контекст как бы определяет. С ругательствами ли, с цензурной ли речью, но современные отечественные фильмы всё равно останутся ном. Тем же самым, какими они были. Поскольку мат — это поверхность явлений, а глубинная причина всей йни на экране состоит в том, что отечественные актёры в большинстве своём давно уже не играют, а торгуют своим алом. Сценаристы же с режиссёрами теперь предпочитают не продумывать драматургию, не изобретать тонкие шутки и не изощряться с глубиной сюжета. Им гораздо интереснее просто разными способами с высокой колокольни ать на нашу Родину, изображая наших соотечественников всех эпох тупым, уродливым быдлом, которое возглавляют сплошняком адские тираны.
В поступках персонажей нет логики, в фильмах нет эстетики, в сценариях нет смысла. Вот в этом всё дело. А не в матерной ругани. Если хотите высокой культуры у населения, снимайте для него сложное, интеллектуальное и разноплановое кино, а не раз за разом один и тот же ёвый фильм про долбобов и банов. К тому же плохо сыгранных.
В Штатах в художественные фильмы допускают ругань любого уровня. Но те, кто это дело снимает, чувствуют стиль. Никто не будет вставлять ругань в кино для младших школьников, но и показывать отмороженных арасов такими, будто они окончили институт благородных девиц, это тоже не вариант.
Можно сказать, что-де в СССР обходились без мата на экране. Однако, вы знаете, в Голливуде тоже когда-то обходились. Причём не только без мата, но и без спецэффектов, цветокоррекции и изощрённой операторской работы. Раньше вполне обходились картонными декорациями и на скорую руку анимированными куклами. А ещё раньше как-то обходились вообще без слов.
Однако времена шли и возможностей становилось всё больше. Это позволило снимать не только короткие зарисовки с примитивным сюжетом, который даже сюжетом-то назвать нельзя, но и всякие там космические эпопеи, зарубы огромных армий, да и просто драмы и комедии уровнем на порядки выше, чем было на заре кинематографа. Стало возможно снимать то, что хочется, а не то, что позволяют имеющиеся в наличии скудные выразительные средства. В США этим воспользовались. В России — тоже, но совершенно иным и невообразимо омерзительным способом. Но этот фэйл заключён не в широте доступных средств, а потому топорным сужением его не исправишь.
Разные сюжеты и жанры требуют разных подходов. Фильмы в Голливуде снимаются про разное. В этом фокус. Не в тотальном запрете на ругань, а в том, что она вообще по контексту уместна только в некоторой части фильмов. И эта часть не основная и тем более не единственная. В отличие от нашего кинематографа.
И ещё фокус в том, что в разных жанрах можно показывать разные аспекты человеческого бытия. А не один единственный — нажиралово и половую лю.
И ещё фокус в том, что можно показывать разные аспекты добра и зла. А не один единственный «когда они нас — это зло, а когда мы их — это добро».
Акам, возомнившим себя выразителями народной воли, невдомёк, однако для насаждения добра через произведения искусства надо в первую очередь чётко обозначать авторскую оценку персонажей, их поступков и их мотивации. Мерзость должна диагностироваться как мерзость — в этом главное, а не в цензурной риторике.
Но такие тонкости — равно как и вменяемый сюжет, остроумный текст, талантливая игра и нормальные спецэффекты — что непосредственным исполнителям, что принимающим решения, вообще говоря, до зды. Зачем стараться, если фильм в любом случае отбивается ещё на стадии съёмок через попил его бюджета? Зачем адекватно изображать прошлое и настоящее, если большинство твоих коллег по коксу, бухлу и ле всего, что движется, считает, что до девяностых и за Садовым кольцом в наличии только кромешная тьма, а после и внутри — почти кромешная? И зачем со всем этим банством реально бороться, если можно просто изобразить бурную деятельность путём запрета матерных слов?
Реальное изменение положения вещей, которое должно выражаться в контроле качества производимого, на самом деле на й не нужно. Пусть снимают всю ту же беспросветную чернуху и школьные капустники за государственные деньги. Но мы ж за нравственность, поэтому с этих пор весь этот сброд, который на экранах выдаётся за население нашей страны, пусть выражается без неприличных словей.
Не говорить матерные слова вслух и не думать их — две большие разницы. А не думать их, когда смотришь 99% фильмов, снятых после 1991-го года в России, лично у меня не получается.
doc-файл
Публикация в блоге автора
|
</> |