А сло́ва нет

топ 100 блогов lex_kravetski03.07.2014 После распада СССР уевшие от внезапно навалившейся свободы киноделы ринулись вставлять матерную ругань просто чтоб было́. Можно же, свобода — чего стесняться-то? Поэтому мат внезапно стал обязательной составляющей практически каждого фильма, наравне демонстрацией всевозможных частей тела по поводу и без.

Теперь, стало быть, вставлять куда попало уже нельзя. СМИ, кинопрокат и театры должны воздержаться. А на остальном должно быть предупреждение.

Но тут что интересно.

Во-первых, контекст как бы определяет. Если по сюжету персонаж попал себе по пальцу молотком, то он как бы выругался, даже если промолчал. Ибо всем вполне понятно, что говорят в таких ситуациях.

Во-вторых, контекст как бы определяет. Даже если слова заменять эвфемизмами, то они с неизбежностью узнаются по контексту. Ибо если есть па, то должно быть и обозначающее её слово. Причём не только медицинский термин, но и то самое, что первым приходит на ум в ответ на вопрос «интересно, чем думают отечественные режиссёры и сценаристы?».

В-третьих, контекст как бы определяет. Пока у человека есть эмоции, среди них будут присутствовать и агрессивные. Но все знают, что в этих случаях люди говорят. Да и все эти слова все тоже знают — иначе можно было бы не запрещать, поскольку никто бы не смог догадаться, о чём тут речь.

Но самое интересное, конечно, то, что контекст как бы определяет. С ругательствами ли, с цензурной ли речью, но современные отечественные фильмы всё равно останутся ном. Тем же самым, какими они были. Поскольку мат — это поверхность явлений, а глубинная причина всей йни на экране состоит в том, что отечественные актёры в большинстве своём давно уже не играют, а торгуют своим алом. Сценаристы же с режиссёрами теперь предпочитают не продумывать драматургию, не изобретать тонкие шутки и не изощряться с глубиной сюжета. Им гораздо интереснее просто разными способами с высокой колокольни ать на нашу Родину, изображая наших соотечественников всех эпох тупым, уродливым быдлом, которое возглавляют сплошняком адские тираны.

В поступках персонажей нет логики, в фильмах нет эстетики, в сценариях нет смысла. Вот в этом всё дело. А не в матерной ругани. Если хотите высокой культуры у населения, снимайте для него сложное, интеллектуальное и разноплановое кино, а не раз за разом один и тот же ёвый фильм про долбобов и банов. К тому же плохо сыгранных.

В Штатах в художественные фильмы допускают ругань любого уровня. Но те, кто это дело снимает, чувствуют стиль. Никто не будет вставлять ругань в кино для младших школьников, но и показывать отмороженных арасов такими, будто они окончили институт благородных девиц, это тоже не вариант.

Можно сказать, что-де в СССР обходились без мата на экране. Однако, вы знаете, в Голливуде тоже когда-то обходились. Причём не только без мата, но и без спецэффектов, цветокоррекции и изощрённой операторской работы. Раньше вполне обходились картонными декорациями и на скорую руку анимированными куклами. А ещё раньше как-то обходились вообще без слов.

Однако времена шли и возможностей становилось всё больше. Это позволило снимать не только короткие зарисовки с примитивным сюжетом, который даже сюжетом-то назвать нельзя, но и всякие там космические эпопеи, зарубы огромных армий, да и просто драмы и комедии уровнем на порядки выше, чем было на заре кинематографа. Стало возможно снимать то, что хочется, а не то, что позволяют имеющиеся в наличии скудные выразительные средства. В США этим воспользовались. В России — тоже, но совершенно иным и невообразимо омерзительным способом. Но этот фэйл заключён не в широте доступных средств, а потому топорным сужением его не исправишь.

Разные сюжеты и жанры требуют разных подходов. Фильмы в Голливуде снимаются про разное. В этом фокус. Не в тотальном запрете на ругань, а в том, что она вообще по контексту уместна только в некоторой части фильмов. И эта часть не основная и тем более не единственная. В отличие от нашего кинематографа.

И ещё фокус в том, что в разных жанрах можно показывать разные аспекты человеческого бытия. А не один единственный — нажиралово и половую лю.

И ещё фокус в том, что можно показывать разные аспекты добра и зла. А не один единственный «когда они нас — это зло, а когда мы их — это добро».

Акам, возомнившим себя выразителями народной воли, невдомёк, однако для насаждения добра через произведения искусства надо в первую очередь чётко обозначать авторскую оценку персонажей, их поступков и их мотивации. Мерзость должна диагностироваться как мерзость — в этом главное, а не в цензурной риторике.

Но такие тонкости — равно как и вменяемый сюжет, остроумный текст, талантливая игра и нормальные спецэффекты — что непосредственным исполнителям, что принимающим решения, вообще говоря, до зды. Зачем стараться, если фильм в любом случае отбивается ещё на стадии съёмок через попил его бюджета? Зачем адекватно изображать прошлое и настоящее, если большинство твоих коллег по коксу, бухлу и ле всего, что движется, считает, что до девяностых и за Садовым кольцом в наличии только кромешная тьма, а после и внутри — почти кромешная? И зачем со всем этим банством реально бороться, если можно просто изобразить бурную деятельность путём запрета матерных слов?

Реальное изменение положения вещей, которое должно выражаться в контроле качества производимого, на самом деле на й не нужно. Пусть снимают всю ту же беспросветную чернуху и школьные капустники за государственные деньги. Но мы ж за нравственность, поэтому с этих пор весь этот сброд, который на экранах выдаётся за население нашей страны, пусть выражается без неприличных словей.

Не говорить матерные слова вслух и не думать их — две большие разницы. А не думать их, когда смотришь 99% фильмов, снятых после 1991-го года в России, лично у меня не получается.



doc-файл
Публикация в блоге автора

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Destruction of 4 trucks filled with weapons in the Eastern Provinces and four other cars belong to foreigners all of them were killed in the attack. Четыре грузовика с оружием для боевиков уничтожены на востоке Ливии, уничтожены также четыре машины с иностранцами, они убиты в результате атаки. in th last days in the eastern ...
В 2016 году предприниматель и активист Дмитрий Давыдов сформулировал 20 идей-предложений, направленных на то, чтобы Россия могла достичь небывалых высот в экономическом развитии. С того времени многое произошло, включая пандемию, которая пошатнула как мировую, так и российскую экономику. ...
Четыре дня в Pizzo beach club пролетели быстро, и наш путь лежал от Калабрии до района Кампании. Ехать собственно не долго, подумаешь каких-то 370 км, это не от Москвы до Польши отмахать больше 1000 км за день. Выехали из Pizzo в 10.00. Заехали на заправку, чтобы зал ...
"Жестоко избили прямо в ресторане Страна которой нет на ресепшене под присмотром и одобрением административного персонала! Пришлось обращаться в Травмпункт! Разбили телефон! Порвали пальто! Это было 04.11.2016" ...
Для меня весна - это не просто травинки зеленые и одуванчики желтые. Для меня весна - это цветение абрикоса. Это детство. Это воспоминания. Это начало тепла. Эх, красота... Как же хочется поехать в деревню, лечь на согретые весенними лучами доски, которые сложены под огромным деревом абрик ...