А сейчас я вам покажу откуда готовилось нападение(с)
augean_stables — 11.11.2025
Проблематика изучения событий, предшествующих началу
Первой Мировой, войны заключается главным образом в том, что
никакой проблематики давно уже нет.
Есть множество мифов и замшелых представлений, но и только.
Так, что ли? Не совсем.
Существует ещё известный политический интерес, неявно, но вполне эффективно оказывающий своё влияние. Потому что, если современный английский историк всерьёз пишет о «немецком заговоре 1914 года», то это не баг, а фича.
Ведь не полный же он кретин, чтобы всерьёз расписывать то, как кайзер и его советники «для вида» взяли летние отпуска, а сами готовились ввергнуть Германию в войну в самой неудачной конфигурации из возможных?
Было несколько стадий. Скажем, в тридцатые, когда непосредственные участники уже отошли в сторону, а мемуаристы успели опубликоваться, британцы, сцепив зубы, соглашались на «трагическое недоразумение».
(Эхом тех событий лежит комичная история с предложением Невилла Чемберлена вернуть немцам несколько африканских колоний — не из «раскаяния», конечно, а потому что тогдашняя Германия представляла собой самостоятельную политическую силу.)
В сороковые всем было не до Первой, но понятно, что «общая невиновность» должна была уступить место «природной тевтонской агрессивности», потому как веками доить Ирландию или вырезать население Вандеи — это одно, а стремление генерала Людендорфа захватить Льеж (Люттих) — другое.
Опять же — Гитлер, Гитлер, потому что Гитлер.
Потом, когда «победившим демократиям» срочно потребовалось хоть чем-то прикрыться от Советов в Европе, и западным немцам разрешили Бундесвер, вопрос немного откатили обратно, «позволяя» считать государственных деятелей ушедшей эпохи дураками, а не злодеями.
Немецкая историография, однако, продолжала стоять на прежних позициях, указывая на то, что Тройственный союз отличался от Антанты отсутствием совместного военного планирования и общих политических целей, подразумевавших подготовку к разгрому и разделу Германии, Австро-Венгрии и Османской империи.
«Удар в спину» не заставил себя долго ждать.
В начале шестидесятых годов в полемику включился немецкий историк Франц Фишер — убеждённый нацист в прошлом, он с тем же пылом взялся за разработку новой исторической концепции, суть которой заключалась в том, что кайзер развязал Мировую войну из параноидального страха перед социал-демократическим большинством в рейхстаге.
И тяги к мировому господству, конечно (именно поэтому, видимо, Германия непрерывно воевала с 1871 по 1914 гг., в отличие от миролюбивых держав Согласия) — той самой «природной агрессивности», только теперь — «политически предрасположенной». Удивляться этому не стоит, «фишкой» Фишера являлось отсутствие сравнительного анализа.
«Школу Фишера» вполне основательно разделывали и тогда, но семена упали на хорошую почву: начинался очередной кризис поколений, антиядерный пацифизм перемешался с кинобоевиками, в которых главные герои в одну руку расстреливали сотни «наци» — разбираться никому не хотелось. Хотелось чтобы «больше никогда».
Дальше за тему взялись всевозможные популяризаторы, вроде мерзопакостной Барбары Такман и «всё заверте…», как по поводу мух писал Аркадий Аверченко.
(Собственно говоря, начиналось это всё ещё с Курта Эйснера, «героя» недолговечной Советской Баварии, которого в 1919 году застрелили не столько за «большевизм», сколько за откровенное жульничество: доказывая, что войну развязали кайзер и генералы, социалист Эйснер публиковал выдержки из баварских архивов… предварительно вырезая из них «не нужные» фрагменты.)
Сегодня картина более чем печальна и будь я не слишком умным моралистом, то обязательно написал бы, что неспособность «определиться» с событиями Первой Мировой войны закономерно обусловила нынешнее сползание к Третьей Мировой, проходящее под восторженные призывы вооружаться, но — пардон.
Мы ещё вернёмся к этой теме (о, конечно), а пока — посмотрите на английскую карту первых недель войны: видите, как весело всё начинается? Кажется, кому-то сейчас не поздоровится.
Арбузариум
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
1973: The Who выпустили шестой альбом "Quadrophenia"
Про жизнь
А как гордо он стоИт, как улыбается)
про любовь
Бастинда и железный гомосек. Новая экранизация
Поздравление с "7 ноября" равнозначно поздравлению с "22 июня"
45 лет альбому The Alan Parsons Project "The Turn of a Friendly Card"
По приказу командира УПА Клима Савура были уничтожены все русские и "схидняки"

