А нужен ли Чуковский?
2lingual — 25.09.2025
Получаю комментарий: «Я не читаю ребёнку эти бессмысленные
устаревшие стихи, и мне кажется, что они только путают его, там
странные образы и нелогичные события. Я хочу, чтобы он учил
красивые, понятные тексты, где все по-настоящему и без мельтешения
странных рифм. Мне важно, чтобы у него формировалась ясная картина
мира, а не представление о том, что волки могут скушать друг друга
от испуга, а бабочка может потушить море. Пусть лучше слышит
истории, в которых добро и зло различимы, а сюжет учит чему-то
конкретному, а не этой сумасшедшей бессмыслице».
У меня уже есть статьи о том, зачем читать «устаревшие и вредные
сказки» (часть 1 и часть 2), «зачем читать поэзию». Пришла очередь Чуковского, Песен
матышки Гусыни и прочих «бессмысленных» детских стихов с
непонятными взрослому образами, «странными рифмами», кровожадностью
героев и нелогичными событиями. Заваривайте чай, располагайтесь
поудобее. И отправляйте статью знакомым, потому что об этом важно
писать и говорить.
Ритм, или то, чего лишены многие билингвы
Если детская поэзия с нонсенсом кажется «мельтешением странных рифм«, то это потому, что она делает сразу три вещи, к которым взрослому читателю непривычно относиться серьёзно — тренирует фонематический слух и правильную постановку ударений, знакомит ребенка с тем, что такое литература есть вообще и проводит ребенка через первый этап формирования чувства ироничного (а это до 5-6 лет максимум). Чуковский важен именно потому, что делает всё сразу, да еще в форме, понятной дошкольнику.
Начнём с того, что рифма и ритм - это идеальный инструмент развития фонологической чувствительности, фонематического слуха. Я давно работаю с билингвами, видела и слышала много детей, и с уверенностью могу сказать, что у очень, очень, очень многих детей фонематический слух развит плохо. К сожалению. Конечно, стихи -не единственный способ его развития, но самый простой. Куда легче читать муху-цокотуху, чем помнить о регулярных занятиях и логопедических упражнениях.
Когда ребёнок ловит повторы звуков и ударений, он учится »слышать» этот язык, вот вам заодно и прямой предиктор будущего чтения и письма. Лонгитюдные исследования на эту тему, к счастью, есть, и они убедительно показывают, что знание детских потешек-матушек гусынь и тд в младшем дошкольном возрасте связано с последующей чувствительностью к фонемам и через неё - с навыками чтения и правописания в начальной школе. Иными словами, медведи на велосипеде работают как тренажёр распознавания звуковых закономерностей, даже если сюжет взрослому кажется примитивным. Уже в младенчестве песни и пестушки заметно подкручивают систему обработки рифмы и слога: мозг буквально настраивается на родной язык, а Чуковский отлично шлифует и развивает это дальше.
Ритм и рифма дают ребёнку опоры для запоминания: повторяющиеся слоги и окончания - это ручки, за которые можно ухватить слово, прежде чем его осмыслить. А еще звучащая бессмыслица - отличная арена для морфологической игры,и ребёнок чувствует, что слово - это конструктор. А еще «чуковский ритм» прекрасно включают тело: хлопки, шаги, топот связывают стихотворный ритм с моторикой и вниманием, и это все бесценно.
В ваши двери стучится литература. Открывайте!
«Дайте ребенку понятный текст, где всё по-настоящему!» читайте как «ребёнку нужен один-единственный правильный мир». Но вот литература учит прямо противоположному: она показывает, что мы можем испытывать уйму эмоций (иногда очень сложных их сочетаний), учит управлять ожиданиями и выдерживать напряжение. Мой любимый пример, который я разбираю даже со школьниками - Тараканище.
Здесь Чуковский разыгрывает почти античную драму: гиперболизированный страх, коллективная паника, затянутая тирания микрозлодея и внезапная развязка, в которой всё комично рушится усилием маленького героя. Так устроена литература, с ее переходом от тревоги к разрядке, от «всё пропало» к неожиданной развязке. Привет, психологическая устойчивость.
А еще Чуковский ПОСТОЯННО ломает правила, и это снова погружает ребенка в мир настоящей литературы.
Пример 1. Сверхстрашный образ антагониста, злодея - это не волк, не злодей-король, не змей горыныч, не кощей, как это бывает в сказках. Это крошечное насекомое. Пример 2. В классических сюжетах сильные защищают слабых, а здесь сильные спасаются бегством от того, кто в норме должен быть слабым. Ребёнок переживает переворот привычных ролей.
Пример 3. В сказках обычно добро организуется и побеждает зло, но здесь долгое время никто не сопротивляется, а зло торжествует. Это даёт ребёнку редкий опыт - увидеть, что хаос может длиться долго, учит выдерживать напряжение.
Пример 4. Победитель - не герой-воин, не богатырь, не царевич, не сильный защитник, а маленькая птичка. Сюжет совершает резкий скачок: страх, копившийся всё произведение, взрывается смехом и облегчением.
Ну и еще. Одна из базовых идей литературы заключается в том,ч то это пространство условного, и там можно ВСЁ. Когда у Чуковского волки от испуга скушали друг друга, а бабочка потушила море, ребёнок получает право нарушить физику мира внутри текста, а затем вернуть мир в порядок.
Чуковский не одинок и не уникален в бессмыслице, он вписан в длинную европейскую линию нонсенса от английских nursery rhymes до Кэрролла. Нонсенс существует не для того, чтобы морочить детям голову, а чтобы показать пластичность языка и реальности. И слово можно переставить, и словосочетание смешно обыграть, и привычную причинность перевернуть и вывернуть наизнанку. Вообще в начале XX века игра со смыслами шла рука об руку с бурным ростом детской литературы.
С Матушкой Гусыней история ровно такая же. И точно так же ее критикуют современные родители. Посмотрите, как там строится повествование: как неожиданный поворот переворачивает ожидания, как финальная строка стягивает рассыпанный смысл в узелок. Это те же навыки, которые мы хотим видеть в школьном сочинении: чувство композиции, умение держать паузу, способность к иронии.
Сказка должна быть полезной?
Аргумент «это устарело» сам по себе очень старый, его уже предъявляли сто лет назад. В раннем СССР в детской сказке под микроскопом выискиывали полезность: требовали социальные чувства и коллективные устремления, подозревали в рифмованных нелепицах вредную болтовню. Крупская публично отговаривала читать Чуковского. Эти упрёки были частью большой дискуссии о том, должна ли литература для детей изображать правильный мир, должна ли обязательно отражать реальность. И даже сейчас статей психологов на эту тему уйма, про вред «неотражающей реальность литературы». Но история показала, что нонсенс выжил, а вместе с ним выжил и детский смех, лучший способ переживать страхи и неопределённость.
Я полностью согласна, что ясность нужна, как и классические истории с чёткими понятными координатами. Но ясная картина мира и способность выдерживать нелепицу - это такой комплект начинающего читателя. Чёткие истории учат правилам, а нонсенс - исключениям, нам нужно и то, и другое. Чуковский хорош тем, что даёт ребёнку это все: и музыку ритма и рифмы, и урок эмоционального самообладания, и тренинг языковой гибкости, и наглядную экскурсию во внутреннее устройство литературы.
Если хочется красивых, понятных текстов без хаоса - берите и их тоже, хороший рацион = разнообразный рацион. Просто не выкидывайте из меню ту часть, которая дает уникальный и неповторяющийся в других «продуктах» набор полезных элементов.
И последнее. Когда я опубликовала сообщение, с которого начинается этот пост, в ФБ, то получила десятки комментариев такого содержания: «Для каждого поколения - свои книги! Новому поколению нужны другие стихи».
Казалось бы, звучит логично, но очень-очень хочется напомнить, что именно преемственность, а не разрыв поколений сделала возможным культурный прогресс. Развитие образования и литературы всегда строилось на том, что дети и взрослые обращались к текстам, созданным задолго до их рождения: читали Эзопа, Шекспира, Пушкина, Андерсена. Если ограничивать ребёнка только тем, что написано сегодня, он лишается шанса встретиться с универсальными образами и ощутить, что он включён в длинную цепочку культуры. Даже в диких племенах стараются передавать культурные достижения из поколения в поколение, и прерывается эта цепочка только извне - например, захватом территории с запретом языка и старых традиций. В естественном процессе этого не происходит.
Вот теперь точно всё!
Если хочется практики, то вот минимальный список. Лучше читать коротко, но часто, чем долго, но редко. Играйте голосом и паузами, останавливайтесь на рифме и предлагайте найти свою, не объясняйте каждую нелепость, а спрашивайте: «А как бы это было в нашем мире? и что бы ты сделал(а)?». Ну и вообще меньше рассматривайте стихи взрослым рациональным взглядом, он далеко не всё может разглядеть.
|
|
</> |
Как Strive помогает внедрять OKR и повышать вовлеченность сотрудников
Небольшая тематическая подборка: котики, еда и ЗОЖ
Без названия
Космооливье
К обеду
Жил был пёс. Генеральная.
Между зимой и незимой
Разжаловали

