"А мы уйдем на север!.." - 2017. Кенозерье. Рыжково

Заброшенные дома, выбитые стекла, стираемые дождем надписи советского периода на бывших объектах социнфраструктуры и в то же время яркие цвета свежевыкрашенных наличников, сохнущие сети, самовар у порога, да стройная часовня, перешагнувшая двухсотлетний юбилей - вот они, типичные контрасты многих северных деревень

Уже не слишком отчетлив призыв "Труженики села, крепите дисциплину труда!" на здании, видимо, бывшего сельского клуба

Развлечений сегодня тоже нет


Повседневный спрос на товары давно удовлетворен, так что и магазин на замке

Справа и слева удручающие картины реальности перемежаются с восхитительными деталями работы местных умельцев, которых давно уже нет в живых


На одном из домов есть дата постройки

Если не ошибаюсь, то это вот это здание

Непривычные глазу узоры наличников и еще более чуднЫе ставни, отворяющиеся на одну сторону - невидаль, ради которой преодолены две тысячи километров


Другой мир, иной взгляд на вещи, свой способ украсить действительность

Именно результатом желания сделать красивым то, что близко и дорого, и стало появление на Севере так называемых "небес". В Рыжково они установлены в часовне во имя Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи

Построена она в 1805 году на краю деревни, на границе с общинными полями и лугами. Рыжковские крестьяне возводили часовню сообща «при случае в их деревне неурожая хлеба и скотского падежа». Посвятили ее двум церковным праздникам – Введению Богородицы во храм и Рождеству Иоанна Предтечи, которые 21 ноября и 24 июня (по старому стилю) отмечались богослужениями и деревенскими гуляньями

Посвящение часовни двум важным церковным праздникам обусловило включение в роспись потолка двух сюжетов: Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Они изображены на двух гранях, обрамляющих традиционную композицию «Распятие с предстоящими святыми»


Грань с Распятием по размерам больше всех остальных. В нижней ее части изображены постройки города Иерусалима, в верхней - поясное изображение Саваофа, благословляющего двумя руками


На одиннадцати из четырнадцати граней «неба» изображены апостолы. Святые написаны в полный рост, с книгами и свернутыми свитками; у Павла в руке меч, у Петра - ключ. В верхней части каждой грани - херувим.


В советское время часовня использовалась как зернохранилище. Эта часть истории здания хорошо видна на дверях, на которых сохранились карандашные надписи начала сороковых годов прошлого века


Такие же мы видели в Верховье



Часовня в Рыжково действующая, внутри нее свечи и множество оставленных заветных полотенец



Рыжково считается родиной поэта Владимира Григорьевича Маркова. Как пишет он в одной из своих книг, "до десяти лет жил я с бабушкой Дарьей Петровной и дедом Михаилом Мамонтовичем в небольшой деревушке Рыжково на высоком берегу Кенозера". Все его книги - это лирическое стихотворное и поэтическое повествование о Кенозерье, местах для души и для сердца, родных уголках и просторах, о прошлом и настоящем края, о теплых воспоминаниях и тревожных думах, о пережитом, прочувствованном и оттого пронзительном
Возвращение

Неделеко от причала до сих пор стоит домик, в котором жил поэт, но я его не сфотографировала, зато неоднократно запечатлела те самые "зароды" из стихотворения - огромные запасы сена, нанизанные на колья, которые, если я правильно записала, называются стажирЫ. На фото выше сена накидали уже довольно много, на нижнем же фото еще есть над чем поработать

Ну а мы, вспомнив о всех преимуществах такой летней жизни, бросили последний взгляд на шатер звонницы Введенской часовни и отправились в следующий населенный пункт, в котором находится та запавшая мне в душу часовня, которая достает до самых верхушек растущих рядом сосен

Использована информация с сайта kenozero.ru
|
</> |