А, и еще

Дискуссии о предельных ценах на российские нефть и газ - две разные вещи.
От российской нефти, 2/3 которой покупали ЕС, Англия и США, они сами собираются отказаться вовсе, а цены ограничить для поставок в другие страны. И ежели вдруг кто хочет купить дороже - так он идиот и перевозчик к нему страховке не подлежит.
В общем-то, тема сложная, но очень скользкая.
Например, ОПЕК и прочие нефтедобытчики следят за развитием с неослабевающим интересом. Затем что, следующим шагом напрашивается "а чо, так можно было?" с установлением цен на нефть вообще всем.
Да и эффект может быть разнонаправленным. Если, к примеру, РФ какое-то время не будет торговать на таких условиях (что непросто - сбыт нужен), цены могут подскочить настолько, что рентабельно будет таскать российскую нефть любым вариантом, включая отдельные танкеры "только для русских".
И... это ведь может сработать. А тогда появится параллельная система перевозок вообще - в альтернативу нынешним 90% страховок одной ассоциацией.
Но РФ может и согласиться, денег же хочется. Отчево цены на нефть пойдут вниз у всех, за счет объемов. И это просто напрочь перекроит все рынки вокруг нефти - от фьючерсов и хеджирования, до акций с облигациями. Зачем оно, если рынка фактически нет?
А вот газ затея вовсе иная.
Собственно, базово она проста аки кирпич: давайте покупать у РФ газ на весь ЕС через одно окно.
Понятно, што вариантов реализации масса - от создания концерна "ЕС-газ-закупка" до установления потолка цен на российский газ для стран ЕС.
И это не совсем утопичные идеи. Собственно, тут рынок довольно сбалансирован, продавать в ЕС газ на полмиллиарда потребителей плюс промка - ГП интересно и конкурентно. И в общем-то, идея единого покупателя звучит давно, и она не так плоха для ГП. Да, торг по цене будет сложнее. Но - не сложнее торга по объемам, которые остаются за ГП.
Тем более, сейчас фактически торг станет в таком раскладе регулярным - долгосрочные контракты, мягко говоря, утратили сакральный статус. Собственно, все контракты - после ареста ЗВР и прочих санкций с одной стороны, и приостановок поставки с переводами оплаты на ГПБ с другой, пугать контрагента исками и штрафами - занятие неперспективное.
Так что, в этом варианте, ГП получит те самые "долгие" контракты по цене ниже, но со стабильными условиями и процедурой, каких и... добивался от всех стран-контрагентов. Только один - что еще проще. Одному контрагенту, кстати, и вопросы по турбинам, потекам масла и прочим Северным потокам-2 задавать комфортнее.
Куда интереснее обратная сторона - раздача "единым закупщиком" полученного из РФ газа по странам ЕС. Ее объемы, цены, сроки... И, собственно, сбор заявок на объем закупок. И контроль этого концерна - заведомо ясно, што демократический и консенсус, но кто конкретно его будет кнопкой нажимать?
Потому как, это будет вовсе не Газпром, а вот определять цену - что ладно, но и объем поставок - будет именно этот концерн. Или ЕК, в лайт-варианте.
Что уже недалеко от монополии на внешнюю торговлю, хоша пока и на один товар с одной страной.
Это плюсы-то имеет. И даже не только в военное время, если рассматривать газ не как товар - а как жизнеобеспечение... чтобы без рынка, по справедливости, распределение и забота чтобы?
Это, снова, корежит рынок газа, но попробовать можно. Но и минусов хватает, как СССР показал.
И вызывает главный вопрос:
...а так ведь можно со всеми странами? И со всеми товарами? И не только в ЕС?
Подвопрос тоже понятен: они Оруэлла перечитали и хотят воплотить, или сразу Замятина?
|
</> |