рейтинг блогов

А хотите зарисовку про "Черную смерть"?

топ 100 блогов thor_200631.03.2021
       А вот вам немношко про настоящий мор, а не про вот это вот все...

А хотите зарисовку про Черную смерть? i





      Эпидемия чумы, поразившая Европу в конце 40-х – нач. 50-х гг. XIV в. и затем неоднократно возвращавшаяся вновь и вновь вплоть до начала XIX в., имела своими последствиями колоссальный людской и материальный урон и до основания потрясла здание европейской цивилизации (мы преднамеренно не касаемся последствий этой пандемии для Востока, Ближнего или Дальнего). Началась эта пандемия, вероятно, в Центральной Азии в конце 30-х гг. XIV в. Как предположил русский востоковед Д.А. Хвольсон, чума – будущая «Черная смерть», опустошительной волной прокатившаяся практически по всей Евразии (и не только – она затронула даже Гренландию, нанеся тамошней колонии викингов такой урон, от которого она, эта колония, так и не смогла оправиться и спустя немногим большее чем полстолетия угасла) – зародилась около 1338/39 гг. в районе озера Иссык-куль. Кстати, чумные очаги сохраняются здесь и по сей день, свидетельством чему может служить смертельный случай, зарегистрированный в августе 2013 г.).
      Двигаясь по караванным путям на запад. чума к середине 40-х гг. XIV в. достигла Поволжья и опустошила сердце Золотой Орды. Обескровив ее города и кочевья, болезнь перекинулась через Крым на Византию, южную Грецию и Сицилию. Отсюда моровое поветрие перебралось в южную Францию, Италию и северную Испанию, после чего началось ее смертоносное шествие по Европе. Описав колоссальную дугу, она на рубеже 40-х – 50-х гг. XIV в. чума появилась в Скандинавии и северной Германии, затем повальный мор начался в Ливонии, а отсюда ей осталось сделать один шаг до Русской земли.
      Но когда и откуда попали на Русь первые сведения относительно начавшейся эпидемии. Если верить великокняжескому московскому летописному своду 1497 г., излагавшему официальную версию истории Русской земли и сопредельных с нею стран, на Руси впервые узнали о море в 6854 г. (1345/1346 или 1346/1347 гг., в зависимости от того, какой год был использован книжником – мартовский или сентябрьский). «Того же лета казнь бысть от Бога на люди подо восточною страною, на город Орнач (Ургенч – Thor) и на Хазьторокань (Астрахань – Thor) и на Сараи и на Бездеж (ордынский город на нижней Волге – Thor) и на прочие грады в странах их, – записал русский книжник, – бысть мор силен на Бесермены и на Татрове и на Оръмены и на Обезы (абхазы – Thor) и на Жиды и на Фрязы и на Черъкасы и на всех тамо живущих, яко не бе кому их погребати». При этом книжник сравнил это «Божие пришествие» с теми казнями, которыми Господь наказывал в свое время египтян (тем самым дав читателю прямую отсылку на источник, где стоит искать подробное описание этого события).
      Из этого летописного известия следует, что на Руси довольно рано узнали о начавшейся эпидемии и имели представление о том, какой регион был ею затронут в первую очередь – нижнее Поволжье, Кубань, Северный Кавказ и Крым, что в общем и в целом совпадает с теми сведениями, которые сообщают западные источники о начале эпидемии. Центральное и верхнее Поволжье, судя по всему, эта первая волна чумы не затронула (или задела лишь крылом, походя), уйдя, как уже было сказано в начале нашей статьи, дальше морем на Константинополь и оттуда в Средиземноморье. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что великий князь московский и владимирский Семен Иванович в следующем году ездил в Орду к хану Джанибеку и благополучно вернулся домой после долгого пребывания там, и летописи не отмечают каких-либо происшествий ни с ним, ни с его свитой.
      Беда пришла с другой, с западной, а не с юго-восточной стороны. Под 6860 годом от сотворения мира (1352 г.) псковский летописец записал: «Бысть мор зол во граде Псков и по селом, смерти мнози належащи; мряху бо люди, моужи и жены, старые и младыя и малыя деткы и попове и черньцы и черницы…».
      Судя по дальнейшему развитию событий, эпидемия началась весной и очень быстро набрала ужасающий размах. «И се бяше тогда: попове бо не можахоу проводити по единомоу из дворовъ, – записывал псковский книжник, – за множество оумирающих не оуспевати бо, но веляше комоуждо своя мертвыя на церьковныи дворъ возити; об нощь бо оумерших,оутре обреташеся до 30-ти или боле скопится оу единои церкви». Если исходить из того, что к тому времени во Пскове было около 14 церквей (без учета монастырских), то ежедневная смертность во Пскове от начавшегося мора очень быстро достигла уровня в 400-500, а, возможно, и больше, умерших в сутки. И тогда становится понятным следующее известие летописца, который писал, что собранных у церкви скончавшихся от чумы по быстрому отпевали и «тако полагаху и по трое или по пяти голов во един гроб», очевидно, целыми семьями, причем скоро «негде оуже бяше погребати оумерших, все бо могылье воскопано бяше, но и подале от церкви и опроси могылья на целых местех воскопапавше погребахоу».
      Смерть, по замечанию летописца, косила всех подряд, не разбирая ни старого ни малого, ни богатого, ни бедного. «А кто им тогда в болезни послоужилъ, – писал дальше летописец, – и в час исхода душь их от жизни сея пригладалъ и попекъся ими, яко же подобает сдравым и болных, живым о мертвых промышляти, сродници же или дроузи или ин кто, тако бога деля; а богатым и бо всякъ ся тщится послужити и въ животе и при смерти, да наследоует что от имениа их», то сочувствие заболевшим или корысть вели только к умножению числа заболевших и умирающих – «аще и кто комоу отдавахоу статкы живота своего или детии, то и ти такоже мнози, на борзе разболевшееся, оумирахоу». Страх перед смертельной болезнью вынуждал многих псковичей бросать без присмотра и друзей, и родственников, и на фоне этого страха тем более примечательными смотрятся действия тех, кто остался верен своему долгу до конца, тех, кто «вкесь страх смертныи от сердецъ своих оутриноувше, … без сумнениа и чюжая мертвеца, или сироты или оубога небрегомы, тех съпрятываючи, износяще, погребаху, и память по них творящее проскурами».
      Тогдашняя медицина была бессильна против эпидемии, и псковичи попытались сыскать защиты у самого Господа, направив посольство к своему старшему брату Новгороду, к архиепископу Василию Калике, умоляя его прибыть во Псков и совершить там богослужение («дабы их благословил» – писал новгородский летописец). Верный своему пастырскому долгу, архиепископ не замедлил приехать во Псков и благословил псковичей. Однако и сам он заразился и на обратном пути в Новгород умер 3 июля 1352 г. на р. Узе, открыв тем самым список значимых персон, светских и духовных, скончавшихся от 1-й волны «Черной смерти»
Похоже, что новгородцы приняли определенные меры для предотвращения проникновения болезни в их город. На время ум удалось остановить продвижение болезни, но ненадолго. «От госпожина дни почалося нольне и до велика дни (т.е. с начала сентября и до Пасхи), – записал неизвестный новгородский книжник в летописи, – множество бещислено люди добрых помре тогда…».
      Эпидемия опустошала Новгород и его волости и пригороды всю зиму до весны, до самой Пасхи («до Велика дни») следующего, 1353 г., которая пришлась тогда на 24 марта. И «велие множество бесщисленое людеи добрыхъ помре по всемъ оулицамъ», – с печалью констатировал новгородский книжник, и, продолжая свое повествование дальше, философски заметил: «Не токмо же въ единомъ Новегороде бысть сия смерть, и мню, яко по лицю всеа земли походи: емоуже Бог повели, тот оумре». В условиях, когда медицина была бессильна что-либо противопоставить мору и в равной степени от чумы умирали все – и богатые, и бедные, и старые и малые, миряне и клирики, только осознание предначертанности смерти и жизни могло хотя бы в малой степени облегчить душевные и телесные страдания людей.
      К сожалению, ни псковский, ни новгородский книжники, оставившие столь эмоциональные описания «Черной смерти» в своей земле, не дали никаких сведений относительно того, какие именно симптомы были у заболевших и как протекала сама болезнь. Однако позднейшая Устюжская летопись под 3860 годом отмечала, что «того же лета бысть мор во Пскове и в Новеграде велик, хракаху кровью». Похожим образом описывал ход болезни и неизвестный летописец, «сводчик» столь же позднейшей Никоновской летописи. По его словам, во Пскове во время эпидемии «смерть бысть скора: храхнетъ человекъ кровию, и в третий день умираше». Если устюжский книжник и составитель Никоновской летописи не ошиблись, то тогда, получается, что в 1-ю волну мора Русскую землю поразила легочная форма чумы – вторая после септической опасная и заразная ее форма. Возможно, что во Псков попала именно та форма чумы, которая получила распространение в Англии и в Скандинавии в нач. 50-х гг. XIV в.
      Псков и Новгород, их пригороды и волости, если судить по летописным источникам, были первыми русскими городами и землями, которые пострадали от этого опустошительного мора, а за ними настал черед всей Русской земли («мню, яко по лицю всея земъля походи», – писал новгородский летописец), по которой эпидемия прокатилась смертоносной волной в последующие несколько лет принеся неисчислимые бедствия. Но об этом - см. дальше...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
МОСКВА, 27 августа. /ТАСС/. Следственный комитет завершил проведение молекулярно-генетических экспертиз после крушения самолета в Тверской области. Как сообщили ТАСС в пресс-службе СК РФ, личности всех погибших установлены, они соответствуют заявленному списку, в котором значится Евгений ...
Новый современный телефон – признак респектабельности своего владельца. Можно ли приобрести гаджет, оснащенный новомодными «фишками», по приемлемой цене? Занимаясь веб-серфингом, я убедился, что можно и даже нужно. На мое счастье я попал на страницу магазина gearbest.com , где в ...
С еврейскими текстами аз, многогрешный, работают уже не первый год. И все равно не устаю удивляться даже отсутствию даже не навыка, а самой мысли о фактчекинге, особенно - когда речь идет о событиях, происходивших в России или СССР. Результаты обычно бывают скорее забавные, вроде ...
Третьего мая была переменная облачность. Потеплело. Мы шли по руслу, вернее, нас несло мощное течение Керженца. Берега были затоплены, вот Дэн и решил срезать путь через дубраву. Летом здесь нет воды. Дэн продирается сквозь ветви. ...
Украинская националистка и советская киноактриса: две женщины адмирала Колчака Адмирал Александр Колчак, провозгласивший себя верховным правителем России, безусловно, является самой яркой фигурой белого движения. Из него долгое время пытались сделать героя, рыцаря «белой идеи» (к ...