
А французы сильнее!

Что стразу бросается в глаза – французов на выставке раза в два больше. Понять это несложно. Кураторы старались отобрать для выставки наиболее весомые и впечатляющие работы. А качество работ французских авторов выше, чем российских. Хотя и в «русской» экспозиции хватает замечательных работ.
Ничего не поделаешь. Именно французы солировали в искусстве той эпохи. Именно из Франции шли новые моды и веяния.
Ещё такой момент: французы там представлены зрелыми работами тех авторов, которые уже выходили или вышли на мировой художественный рынок. А даже самые достойные россияне – работами не ученическими, но ранними, сделанными порой в период поисков своего стиля. И, да – русские художники активно заимствовали, учились у французов.
А насчёт вторичности… Она влияет на уровень работ и в ту, и в другую сторону. Идя вслед за кем-то, ты можешь сразу использовать все его достижения, всё, что он нарабатывал в течение нескольких десятилетий. И это даёт огромную фору по времени. Ты можешь начать сразу с того места, где твой учитель остановился или закончил.
С другой стороны, наиболее талантливые авторы зачастую с самого начала озадачены именно созданием своего собственного стиля, своего языка, поиском своих тем и подходов к ним. Именно таким образом в искусстве появляется что-то принципиально новое. Многие французы были именно из рядов таких гениев, а их даже очень талантливые русские подражатели занимались подражательством именно потому, что им не хватало фантазии на собственные оригинальные разработки. Порой это изначально были люди разного профессионального уровня. Разного уровня амбиций и притязаний.
Я не очень люблю Михаила Ларионова. Считаю, что его жена Наталья Гончарова была намного талантливее. Но эта ларионовская Венера мне нравится.

Торс Ришара Гино.

Просто гениальная работа Анны Голубкиной.

Нестеров.

Бёклин.

Пётр Кончаловский. Портрет дочери.

Рядом цыганка Анри Матисса. Цыганка интереснее. Цельнее.

Натюрморт Гончаровой.

Пикассо. Гениальный портрет Воллара.


Ещё один, достаточно занятный, Ларионов.

Филонов.

Казимир Малевич. Работа называется "Авиатор". Кто-нибудь видит в ней что-то авиационное?

Чудный парижский пейзажик Альбера Марке.

Поль Сезанн.

Достаточно неожиданная, с отсылом к Гогену, работа Кузьмы Петрова-Водкина.

Хорошо собранный интерьер от Петра Кончаловского.

Слева Матисс. Справа Петров-Водкин.

Майоль.

Кес ван Донген.

Незаконченная, но очень хорошая работа Репина.

Великолепная работа Марии Башкирцевой.

Валентин Серов. Вот кто был воистину художником мирового масштаба.

Жорж-Пьер Сёра.

Роберт Фальк.

Давид Бурлюк. Интересный художник, неплохая работа. Но заляпанные слишком яркими и крупными пикселями руки и лицо выглядят, как будто поражённые какой-то кожной болезнью.

В моей подборке русских художников больше, чем французов. Французы из ГМИИ и Эрмитажа, много раз показанные и воспроизведённые в десятках каталогов. А вот российских картин много привезли из провинции и запасников. Поэтому не все их раньше видели.
|
</> |
