9 ноября 1911 года состоялись испытания первого ранцевого парашюта. И это было
von_hoffmann — 09.11.2022Глеб Евгеньевич Котельников родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончил Киевское военное училище (1894).
Осенью 1910 года Глеб Котельников, находясь на трибуне Комендантского аэродрома в Санкт-Петербурге, наблюдал, как во время демонстративного полета из неожиданно развалившегося в воздухе аэроплана вывалился и камнем устремился к земле капитан Лев Мациевич. Парашюта, способного спасти авиатора в такой ситуации, в то время не существовало. Котельников был до такой степени потрясен, что тут же начал придумывать средство спасения. До этого лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
Первым делом конструктор сформулировал принципы будущего изобретения: на протяжении всего полета парашют должен быть при авиаторе, не мешая ему в случае, если понадобится срочно покинуть аэроплан, и обязан раскрываться автоматически, потому что при аварии летчик может быть без сознания. Изобретателя мучила только одна проблема: парашют должен быть компактным, брезентовый такой громоздкий, что для пилота места не хватает. А если пилота нет, то кого спасать-то? Помог случай - Глеб Евгеньевич увидел, как дама извлекла из сумочки шелковый комочек, превратившийся в шаль. "Купол надо шить из шелка, а вместо сумочки использовать легко открываемый ранец!" - осенило Котельникова. Закипела работа.
В тот год артист Котельников сыграл 80 спектаклей, по утрам репетировал, а ночами вместе с женой кроил клинья для куполов и просиживал за швейной машинкой. Наконец опытный парашют был готов. Он имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо (уже потом жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп).
Парашют испытывался с помощью специально сконструированного манекена, которого Котельников назвал Иван Иванович. Глеб Евгеньевич представил изобретение высокой государственной комиссии, но руководство Главного инженерного управления особого энтузиазма не проявило и проект отвергло, а командующий Российскими Воздушными силами Великий князь Александр Михайлович недвусмысленно высказался: "Парашют в авиации - вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели".
В 1912 году ранец-парашют официально получил патент за № 438612. "Мое изобретение является первым в мире автоматическим спасательным приспособлением. Конструкция его чрезвычайно проста, так как отказ от действия возможен лишь, как несчастный случай". Парашют успешно прошел испытания и им стали укомплектовываться экипажи самолетов "Илья Муромец". Вначале изобретение было названо спасательным прибором, потом появилось название ранец-парашют, позже "РК-1" (Русский, Котельников, модель первая).
В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг.
В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён памятник с изображением парашюта.
Глеб Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы лоскутки от своих парашютов.
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_2697
или
|
</> |