9 ава

топ 100 блогов imenno29.07.2012 Неверующие евреи относятся к верующим евреям с раздражением. И наоборот.
Кого из них больше? Определить трудно, потому что с любой попыткой установить критерий, по которому верующий еврей отличается от неверующего, не согласится большинство.

Вообще: что бы вы ни спросили у евреев, какой бы вариант ответа ни предлагали, будьте готовы к тому, что большинство не согласится. Ни с чем. Поэтому когда кто-то мне говорит про всемирный еврейский заговор, мне смешно. Смешно даже в траурный день поста. Потому что всемирный - это бывает. Еврейский - допустим. Но заговор? Какой заговор, когда большинство всегда против?

Так вот: верующие евреи, скорее всего, постятся в этот день (хотя спорят между собой, с каким именно духовным настроем это надо делать). Неверующие евреи спорят между собой, поститься или нет (многие таки постятся), и если да, то зачем, а если нет, то чтó тогда да.

И все говорят, что это из-за Храма.
Я вам сейчас расскажу про Храм, и многие евреи со мной очень шумно не согласятся. Их будет большинство.

Храм - это был такой деревянный дом на холме, пропахший кровью и жареным мясом. В сущности, это была очень большая шашлычная, где постоянно резался и жарился скот, который съедали посетители, а чаще - сотрудники заведения, все как один из семьи Коэн.

Этот дом сожгли. Потом отстроили. Потом перестроили. Потом снова сожгли. Ну и?

И если кто-нибудь скажет, что это выглядело как-то иначе, что вокруг были какие-нибудь светящиеся облака, что скотина сама маршировала на убой и просила человеческим голосом, чтобы её закололи, что благовония застилали запах крови и мяса и вообще там происходили чудеса на каждом шагу (а сейчас наверняка кто-нибудь скажет именно это), я скажу: по всему, что написано во времена, когда Храм стоял, вырисовывается именно такая картина, которую описал я. Истории о чудесах рассказывают только учёные мудрецы, жившие после эпохи Храма и исстрадавшиеся от ностальгии по тому, чего чаще всего своими глазами и не видели вовсе.

Эй, Эли Бар-Яалом, говорят мне. Ты хочешь, чтобы опять построили Храм?
Ну да, отвечаю. Из-за этого и пощусь.
То есть, говорят мне, ты опять хочешь открыть ту шашлычную?
И я содрогаюсь от ужаса.

Нет, говорю я.
Тогда о каком Храме ты говоришь, спрашивают меня.
Не знаю, говорю я. Из-за этого и пощусь.

А ведь дело было не в шашлычной. Что ещё можно было построить три тысячи лет назад, когда единственным известным символом духовности было жареное мясо? ТОГДА это было то, что надо, потому что ничего другого не умели строить.

Но если пересчитывать и перечитывать указания о жертвоприношениях, можно упустить главное.

А главное - это мысль о том, что богов нет.
Нет богов! Нет сверхсильных и достойных поклонения, нет кровожадных, капризных и случайно милостивых, нет воюющих друг с другом небо-, земле- и водожителей.

Есть автор, который про нас рассказывает. Он же мастер, который ставит всю эту игру, он же режиссёр всего этого спектакля. И если "Бог" - это Он, то никакой Зевс или Энки уже не бог. Если "Бог" - это Он, то богов нет.
И почти комическая ситуация (божественная комедия, да), при которой жертвы из жареного мяса приносятся Тому, кто в них заведомо не нуждается (и о том, что Он не нуждается в них, написано в той же книге, в которой даётся повеление о жертвах), только подчёркивает это грандиозное ощущение.

Богов нет, и мир не ограничен ничем, кроме границ этики. В этих рамках ты можешь познавать мир, менять его, создавать свои миры, не боясь, что ты посягаешь этим на царское достоинство бога. Потому что на царское достоинство Бога ты посягнуть не можешь: Он и так в каждом твоём шаге.

Вот что стояло за деревянным домом, который был определён строителем как "дом молитвы всех народов" (да, и тех, и этих, и вот тех гадов тоже!).
И вот эту огромную идею жалко до слёз, до траурных слёз. Жалко до потери аппетита, до полного поста. Потому что хочется построить такой дом, который выражал бы эту идею тем языком, к которому мы пришли за тысячелетия развития.

Но как? Как?

Этот вопрос не даёт покоя. А вот ответ на вопрос "где" понятен. На той самой горе...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Идеальная и неспешная европейская провинция: запах свежеиспеченных круасанов и седовласые дедушки на красных феррари… шум прибоя огромного озера и, неожиданно, насыщенный морской аромат в воздухе… крепости и легенды средневековья и пара влюбленных, каждый из которых уставился в свой ...
История эта произошла зимой, я не помню писала или нет, может вскользь упомянула. Это наша третья подопечная бабуля, которая живет отдельно, тётина мама и с ней подобные истории случаются гораздо чаще, хотя надо сказать, что и живя рядом и контролируя каждый шаг нельзя за всем уследить, ...
В любом времени года есть свои плюсы и минусы... Я люблю лето, но до него надо дожить... В гармонии и радости, зима Очень фотогенична белоснежностью, особенно на Урале, теперь подруга каждый день шлёт мне фото уральских пейзажей, а я любуюсь.. ...
Тот, кто знает историю строительства здания Венской оперы, вряд ли может испытывать ничем не замутнённые радостные чувства от его посещения. Потому что это знаменитое сооружение – фактически надгробный памятник её создателям. И вот почему. "Такова моя воля" Франц Ксавер ...
Asterot и Соловей напророчили Путину шизофрению (у кого что болит) и назначили на его место Мишустина. Незачёт! А почему ничего не сказано о ПЖиВ? Почему не предсказано, какая будет ПЖиВ 2.0? Почему ничего не рассказано о ПЖиВ 3.0 на Украине, укреплённой лучшими кадрами светлолицых типа ...