85. Гадёныш Эдисон и начало "войны патентов"
kino_sssr — 27.02.2023Прежде, чем мы пойдем дальше, необходимо пристальнее взглянуть
на состояние кинематографических дел в США, где на всё, что связано
с кино, загребущую лпау наложил Эдисон. Мы уже знаем, что Эдисон ни
разу не изобретатель, а скупщик патентов и наглый работодатель,
присваивающий себе славу тех, кто реально что-то
разрабатывал.
Но когда результатом деятельности стали вполне материальные
киноленты, положение Эдисона пошатнулось - ведь теперь каждый мог
приобрести кинокамеру и попробовать себя в качестве
режиссёра/оператора. При наличии денег, конечно. И только в Европе
- в США нельзя было "вот просто взять и" снять фильм. Потому что
патенты принадлежали Эдисону и, в частности, патент на
перфорированную плёнку (а саму идею такой плёнки, как я писал
ранее, он нагло потырил у французов и запатентовал в США).
Эдисон
Именно поэтому в США достойных фильмов, снятых в ранние годы
существования кинематографа, было чрезвычайно мало.
Характерна и история кинопроектора Эдисона - витаскопа, который
являлся легальной копией фантаскопа, аппарата Дженкинса и Армата.
Эдисон выкупил у Армата его права и уговорил дать разрешение на
использование своего имени при представлении витаскопа/фантаскопа.
Совсем скоро в прессе было объявлено, что "новое чудо — витаскоп
Эдисона — является продуктом гениального мозга чародея из
Вест-Орэнджа" (Жорж Садуль).
Но вот второй совладелец патента, Дженкинс, не согласился на
продажу прав и пытался работать с ним сам. Методы Эдисона, которыми
он пытался изгнать конкурента, не могут вызывать ничего, кроме
омерзения. Так в Чикаго, например, подосланный Эдисоном человек,
согласившись помогать Дженкинсу, тупо испортил аппаратуру, в
результате чего сеанс провалился, а местные газеты, купленные
Эдисоном, на следующий день, захлебывались от радости:
"Наконец-то надоевший всем фантаскоп сошел с рекламных афиш. Вот
это был провал! Публика освистывала его два вечера подряд!
Настоящая катастрофа".
Чарлз Дженкинс
Но вскоре оказалось, что витаскоп слишком несовершенен
технологически, да и конкуренции с Диксоном (который, в отличие от
Эдисона, сам проектировал аппаратуру) Эдисон не выдерживал. К тому
же, планы продавать свои аппараты в Европе провалились - там уже
выросла своя индустрия, имеющая преимущества как по части техники,
так и по части качества фильмов.
Эдисон делает новый финт ушами - его инженеры дорабатывают
кинетоскоп, сделав из него проектор. Но патент на проектор Томас
Алва не берёт, а объявляет его доработанной моделью,
запатентованной еще в 1891 году. Почему финт ушами? Да потому, что
в 1891 году он запатентовал "от мёртвого осла уши", то есть,
аппарат, существующий только в планах. Ну а теперь пришло время,
чтобы достать этот патент и на его основании объявить Армата и
Дженскинса... плагиаторами. Чувствуете масштаб мошенничества?
Но главным конкурентом оставались Уильям Диксон (который
так-то был фактическим изобретателем кинетоскопа) и его компания
"Мутоскоп и Байограф". И, конечно, "эти противные иностранцы", в
частности, французы - братья Люмьер, фильмы которых были
настолько интересны публике, что об Эдисоне забывали мгновенно.
И вот в 1987 году Эдисон, будучи человеком очень влиятельным,
нажимет на власти и... партию материалов братьев Люмьер, присланных
для своего американского филиала, объявляют полученными (год
назад!!) незаконно. На основании наглого по своей лживости
обвинения в неправильности накладных. Ну а Лафона, руководителя
филиала, и вовсе арестовывают - по тем же лживым обвинениям.
Люмьеры, будучи людьми умными, понимают, что борьба за
законность с теми, кто действует пиратскими методами (да еще и на
территории другого государства), бесперспективна. И уходят с
американского рынка.
В конце 1987 года Эдисон отправляет по стране своих адвокатов.
"Им даны три задания: уничтожить иностранную конкуренцию,
запретить всякое изготовление аппаратов и печатание фильмов вне
предприятий Эдисона, наложить на производителей фильмов дань в виде
процента с их выручки" (Жорж Садуль). В течение пары лет все
компании, занимавшиеся импортом фильмов, уничтожены, равно как и
иностранные фильмы.
Те, кто похитрее, выживают за счет либерального британского
законодательства, направляя в Лондон своих эмиссаров. Так, в
частности, в Лондоне появилась компания Чарлза Урбана,
который, как мы помним, принял на работу некоторых представителей
"брайтонской школы".
Далее американские кинематографисты встают перед дилеммой - или
бросить всё к черту, или подчиниться Эдисону. Причем, подчиниться
Эдисону означало следующее: снимать на свой страх и риск - можно.
Но далее все негативы должны поступать к Эдисону и печать копий
будет осуществляться только после подписания договора о выплате
процентов с проката.
И кто-то после этого будет удивляться, что раннее кино США
представлено так жидко и не внушительно?
"Мутоскоп и Байограф"
Итак, иностранные конкуренты были изгнаны, мелкие кинопроизводства
взяты в рабство, оставался только Диксон ("Мутоскоп и
Байограф") - человек очень умный, талантливый изобретатель,
отлично знакомый с методами Эдисона, и, что немаловажно, с историей
изобретения киноаппаратуры. Поэтому объехать его на демагогии было
невозможно - он был в состоянии вспомнить изобретателей самых
первых аппаратов (Мейбридж, Лепренс и другие) и заставить адвокатов
долго-долго спорить о приоритетах. К тому же компания Диксона
финансово обеспечена и имеет в правительстве связи, ничуть не
худшие, чем Эдисон.
Эдисону приходится пойти на попятную, отказаться от уничтожения
конкурента и предложить сделку, согласно которой Диксон выкупает
часть патентов и объединсяется с Эдисоном в Кинотрест.
Конечно, это еще не всё - "война патентов" только-только входила в
силу. О дальнейших событиях, конечно, тоже напишу :) Феерическая
история так-то.
|
</> |