84-й отдельный тяжелый танковый батальон
iam_krasnoyarsk — 12.10.2025
Произвел тут поиски неучтенных безвозвратных потерь 84-го
отдельного танкового батальона 55-й армии Ленинградского фронта за
сентябрь 1941 года по району деревень Новая и Липицы Пушкинского
района Ленинградской области, которые расположены к востоку от
города Пушкин. И вроде как факт неучтенных потерь имеет место быть,
однако конкретную информацию еще предстоит установить.Напомню, что недавно в записи о экранированном танке КВ-1 с заводским номером М-4919 речь зашла и о двух потерянных в тех боях танках КВ из 84-го ОТБ, из которых в Книге учета безвозвратных потерь боевых и вспомогательных машин частей 55-й армии учтен оказался только один из них.

И в связи с вышеупомянутыми разбирательствами решил сделать запись о начале истории 84-го отдельного танкового батальона, о котором в общедоступной сети Интернет присутствует довольно отрывочная и местами не вполне достоверная информация. Чтобы было с чего начинать установление всех подробностей.
История этого батальона 8 июля 1941 года. В этот день временно исполняющему должность Начальника Ленинградских Краснознаменных курсов усовершенствования командного состава Красной армии (ЛКБТКУКС) полковнику Бубину из штаба Северного фронта поступил приказ на формирование танкового батальона тяжелых танков.
Этим приказом полковнику Бубину предписывалось «...к 12 июля 1941 года сформировать отдельный батальон тяжелых танков, применительно к штату № 010/30, в составе трех танков рот по семь танков в каждой. В каждом экипаже сократить по одному заряжающему. Общая численность батальона - 196 человек.
Батальон временно дислоцировать в Ленинграде. Укомплектование личным составом, материальной частью, автотранспортом и имуществом - распоряжением начальников соответствующих отделов округа.
О ходе формирования докладывать ежедневно. Об окончании формирования доложить к 24.00 11 июля 1941 года».
Как можно заметить, в вышеприведенном приказе полковнику Бубину при формировании батальона тяжелых танков предлагалось ориентировать на штат батальона тяжелых танков танкового полка довоенного формирования (штат №010/30).

Майор Ушаков Константин Павлович (снимок конца 30-х годов)
Командиром формируемого батальона тяжелых танков был назначен заместитель командира 49-го танкового полка 24-й танковой дивизии 10-го механизированного корпуса по строевой части майор Ушаков Константин Павлович, который в этой должности был утвержден приказом штаба Северного фронта по личному составу от 19 июля 1941 года.
Однако майор Ушаков приступил к формированию батальона с самых первых дней. В одном из приказов по личному составу ЛКБТКУКС приведена информация о исключении с 11 июля 1941 года из списков слушателей курсов, которые проходили обучение на командиров тяжелых танков, как убывших для прохождения дальнейшей службы «...в распоряжение майора Ушакова». Всего тогда в отдельный батальон тяжелых танков Северного фронта было направлено 17 командиров тяжелых танков.
К 13 июля 1941 года батальон тяжелых танков был сформирован. Именно этот день в последующие годы в 84-м танковом батальоне отмечалась как годовщина создания части. Через два дня 15 июля 1941 года вновь сформированный батальон получил номер и стал именоваться - 40-й танковый батальон тяжелых танков. Еще позже 40-й танковый батальон был включен в состав 14-й артиллерийской бригады Северного фронта.
Однако полностью укомплектованный личным составом танковый батальон, который дислоцировался теперь в Дудергофе, не получил материальной части. И не получал еще более месяца. Так что его личный состав получил дополнительно время на боевую подготовку. Правда, в основном, пешим по танковому.
По состоянию на 20 августа 1941 года 40-й танковый батальон тяжелых танков 14-й артбригады по штату должен был иметь 22 тяжелых танка КВ и два танка Т-26. По списку же батальон имел только два легких Т-26, которые, видимо, использовались для подготовки личного состава.

Экипаж танка Т-26 образца 1933 года из состава 84-го отдельного танкового батальона уточняет предстоящую боевую задачу. Ленинградский фронт, сентябрь - октябрь 1941 года (Военная Летопись)
Здесь нужно сказать, что с начала августа и по 23 августа 1941 года танковые части Северного фронта, которые с 8 августа отражали новое немецкое наступление на Ленинград, не получили ни одного нового танка КВ. Все новые машины в этот период отправлялись для новых формирований на западное направление. Исключение составляли семь танков КВ-1, которые 18 августа были направлены учебным танковым частям в Ленинграде.
Ситуация изменилась с захватом немцами 20 августа 1941 года станции Чудово и перерезанием основного хода Октябрьской железной дороги. Последний эшелон с танками КВ на станцию Кубинка был отправлен с ЛКЗ в 22.35 20 августа 1941 года и, видимо, добирался через станцию Мга с некоторыми сложностями, потому что дальнейшие отправки на западное направление прекратили.
И только вечером 23 августа 1941 года «...по указанию Наркома обороны тов. Сталина» Ленинградский Кировский завод начал выдавать готовую продукцию на месте в танковые части уже Ленинградского фронта. В 19.00 этого дня первые 15 танков КВ с заводскими номерами М-5036, М-5043 - М-5055 и М-5062 были отправлены в «ЛВО - Дудергоф».
Получил их батальон тяжелых танков майора Ушакова, который где-то в эти же дни по какой-то причине был переименован и стал называться - 84-й отдельный танковый батальон.

С большой вероятностью на вышеприведенном снимке мы видим танк КВ-1 с заводским номером М-5054, который на профильной странице сайта по танкам КВ-1 с "ижорской" башней 90 мм учтен под номером 31. Пять танков КВ из первой отправки в 84-й отдельный танковый батальон в сентябрьских боях на юго-восточных подступах к Ленинграду были повреждены и после ремонта на Кировском заводе попали в 124-ю танковую бригаду. И впоследствии были потеряны в боях на Петергофском шоссе.
Вечером 24 августа 1941 года в «ЛВО - Дудергоф» было отправлено еще 10 новых танков КВ с заводскими номерами М-5055 - М-5061 и М-5063 - М-5066.
Вероятно, именно с этой материальной частью ближе к концу августа 1941 года батальон тяжелых танков майора Ушакова был выдвинут на фронт. Вероятно, потому что по танкам из второй отправки в Дудергоф есть некоторые моменты, которые требуют уточнения.
По состоянию на 30 августа 1941 года 84-й отдельный танковый батальон в составе Слуцко-Колпинской оперативной группы войск Ленинградского фронта 13-ю танковыми засадами прикрывал рубеж Слуцк - Колпино - станция Саперная. В составе батальона майора Ушакова на эту дату согласно оперативной сводке Автобронетанкового управления Ленинградского фронта по списку числилось 27 танков КВ, три танка Т-50 и пять танков Т-26, а также 13 бронеавтомобилей БА-10.
К сожалению, о боевых действиях 84-го отдельный танкового батальона в конце августа - сентября 1941 года информации очень мало, потому что документов самого батальона майора Ушакова за этот период пока обнаружить не удалось. Соответственно нет сведений о потерях танков в этих боях. Поэтому далее буду приводить, в основном, известные цифры по наличию материальной части, а с боевыми эпизодами разберемся позже.
В оперативных сводках АБТУ Ленинградского фронта только лишь указано, что 3 сентября 1941 года 84-й ОТБ одной танковой ротой совместно с пехотой 4-й дивизии народного ополчения атаковал на Усть-Тосно и ведет бой за овладение этим поселком, потеряв два танка КВ подбитыми.
При этом количество боеспособных танков в батальоне майора Ушакова к 6 сентября 1941 года сократилось до 26 танков, в том числе 19 танков КВ, два танка Т-50 и пять Т-26. Кроме того, по документам 22-го отдельного танкового батальона известно о том, что 30 августа 1941 года из него в 84-й отдельный танковый батальон была отправлена маршевая танковая рота из семи машин. Учтены эти танки в вышеприведенной цифре боеспособных танков на 6 сентября вопрос на данный момент, конечно, интересный.

На вышеприведенном снимке запечатлены командир танка КВ младший воентехник Смирнов Иван Тихонович и сандружинница Лидия Быкова из 84-го отдельного танкового батальона (ссылка).
Напомню, что ранее боевой эпизод с их участием, который произошел 6 сентября 1941 года в деревне Бадаево Ленинградской области, обсуждался еще в 2011 году на форуме РККА.
В этот день танк КВ-1 младшего лейтенанта Смирнова в ходе боевой разведки по приказу представителя штаба Ленинградского фронта генерал-майора Зайцева встретил девушку Лидию Быкову, которая убежала из деревни Бадаево, где уже разместились немцы. Сев в танк, она показала танкистам дорогу и вывела к немецкому расположению. В результате внезапной атаки было уничтожено два легковых немецких автомобиля и раздавлено два здания с захватчиками. После этой разведки танк младшего воентехника Смирнова благополучно вернулся на сборный пункт.
За этот бой уже в 1942 году младший воентехник Смирнов был награжден орденом Ленина, а сандружинница Лидия Быкова получила медаль За Отвагу.
Однако подобные действия тяжелыми танками без поддержки пехоты не всегда заканчивались благополучно. В тот же день 6 сентября 1941 года в ходе другой разведки в направлении поселка Песчанка один танк КВ подорвался на минах, а второй застрял в болоте.

10 сентября 1941 года во вновь сформированной 55-й армии Ленинградского фронта, в которую вошли войска Слуцко-Колпинской оперативной группы, начал формироваться автобронетанковый отдел. И информация о наличии материальной части в теперь подчиненном штабу этой армии 84-м отдельном танковом батальоне становиться более подробной.
На эту дату в батальоне насчитывалось 17 боеспособных танков КВ, два танка Т-50 и пять танков Т-26.
В Книгу учета безвозвратных потерь боевых и вспомогательных машин частей 55-й армии за период с 1 по 10 сентября 1941 года внесена информация о том, что безвозвратно 84-й отдельный танковый батальон в боях на юго-восточных подступах к Ленинграду потерял три танка КВ, из них один 6 сентября в районе Усть-Тосно, а еще два были потеряны 8 сентября в районе поселка Песчанка.
В дальнейшем танки КВ из батальона майора Ушакова вели бои на южных подступах к Ленинграду в окрестностях города Пушкин. Поэтому о них речь пойдет отдельно. Всего же за сентябрь 1941 года в эту Книгу внесена информация о семи безвозвратно потерянных в боях танках КВ из 84-го ОТБ.
Здесь напомню, что в одном из отчетов Автобронетанкового управления штаба Ленинградского фронта в Главное автобронетанковое управление Красной армии, информация из которого уже больше 20 лет назад была опубликована Мощанским в одном из выпусков журнала Военная летопись, приведена информация о том, что за сентябрь 1941 года 84-й ОТБ 55-й армии потерял безвозвратно восемь танков КВ.
В общем даже в этих имеющихся цифрах имеется неувязка. С этой неувязкой (которая, скорее всего, была еще больше) будем позже разбираться по отдельным эпизодам на базе информации о отправках маршевых рот тяжелых танков из 22-го отдельного учебного танкового батальона.
А пока на этом всё. Исправления и дополнения приветствуются.
P.S. Расширенный вариант этой записи разместил на своем канале в Дзене.
https://dzen.ru/a/aOtVtrTRIGsAXRwO
|
|
</> |
Как выбрать погружной насос для перекачки дизельного топлива и бензина
Седьмое октября
Честерские стены — 5. От Newbridge до Bridgegate
Ещё раз про ТК
Москва – наш город, а не источник прибыли!
Пикассо, за ваше здоровье!
В толпе пророк...
Краснопресненская набережная по дороге в Сити.
Из жизни Змея Горыныча

