рейтинг блогов

8. Как создавалась башкирская советская литература. Почему в 1937 году были

топ 100 блогов husainov18.05.2021 8. Как создавалась башкирская советская литература. Почему в 1937 году были 57-2
В книге  «Судьба земли, дыхание времени. Ил язмышы, заман һулышы». — Уфа: Китап. 2009. - 752 с.: приводятся цифры, что до 1937 года в Союзе писателей состояло 80 человек. В 1939 году мы обнаруживаем уже только 30 человек. Очевидно, что они были подвергнуты тем или иным репрессиям. Почему?
Почему они катались как сыр в масле, а тут случилась такая беда? Кстати, не следует думать, что репрессиям подвергались только живые писатели. Нет.
Вот цитата из той же книги:
В  1938  г.  в  республиканских  газетах  были  организованы  литературные страницы,  посвященные  М.  Гафури.  За  это  редакторы  газет  «Красная Башкирия»  и  «Коммуна»  были  вызваны  в  обком  и  им  сделано  внушение.  А  номер  газеты  «Башкортостан»  был  задержан.  Литературная  общественность  подготовила  вечер  в  связи  с  четвертой  годовщиной  смерти М.  Гафури,  но  власти  не  разрешили.  22  ноября  1940  г.  отмечалось  его 60-летие,  хотя  день  рождения  20  июля.  Все  это  исходило  от  первого  секретаря Обкома партии А. Т. Заликина.
Учитывая, что были репрессированы все писатели, о которых мы  говорили в предыдущих статьях, то вывод напрашивается сам собой – они были репрессированы именно как пропагандисты- агитаторы, которые работали на определенную силу. Когда эта сила потерпела поражение, были убраны все ее агенты.
Репрессии продолжались и после 1937 года. Так, в 1940 году был репрессирован Гареев Юсуф Ибрагимович, он же Юсуф Гарей. У этого персонажа типичная биография пропагандиста-агитатора.
Вот очевидно неполный список репрессированных писателей из той же книги:

  1. Афзал Тагиров - расстрелян
2. Булат Ишемгулов - расстрелян
3. Губай Давлетшин - расстрелян
4. Хадия Давлетшина - вернулась в Союз писателей
5. Даут Юлтый - расстрелян
6. Габдулла Амантай – расстрелян

  1. Тухват Янаби - расстрелян
  2. Имай Насыри - расстрелян
  3. Салях Ямалеев - нет в справочнике
  4. Ахмет Хадисов - нет в справочнике
  5. Мухаметша Бурангулов - возвратился
  6. Башар Хасан
  7. Абус - возвратился
  8. Юсуф Гарей - возвратился
  9. Абдулла Искандаров - нет в справочнике
  10. Хабибулла Габитов - нет в справочнике
  11. Мансур Крымов - нет в справочнике
  12. Зайни Баян - нет в справочнике
  13. Иван Недолин - возвратился, член СП
  14. Амир Чаныш - возвратился, член СП
  15. Муслим Марат - возвратился
  16. Афзал Кудашев - возвратился
  17. Хурмат Хайри - нет в справочнике
  18. Абдулла Ильясов - нет в справочнике
  19. Гимади Ягудин - нет в справочнике
  20. Исмагил Баимов (Баимбетов) - нет в справочнике
  21. Мухамет Хайдаров - возвратился, член СП
  22. Мухамет Юлтый - нет в справочнике
  23. Нигматулла Зулькарнаев - нет в справочнике.

Желающие могут рассмотреть их биографии и поломать голову над тем, почему их репрессировали, если их не устраивает моя версия.

Кто выжил?

Разумеется, погибли не все писатели. Одним из тех, кто выжил, был Сайфи Кудаш. Почему же не тронули его?
Рассмотрим его биографию.

3 октября 1894 г., деревня Кляшево Караякуповской волости Уфимского уезда, ныне Чишминского района Республики Башкортостан – 26 июня 1993 г., город Уфа.

Окончил медресе «Галия» (1918). Учитель татарского языка и литературы в селе Красная Горка Уфимского уезда (1918–1919), в мужской средней школе №2 города Омск (1919–1920), одновременно сотрудник газеты «Азат Себер». С 1925 г. жил в Уфе. Работал в редакциях газеты «Башкортстан» (1925–1930), журнала «Октябрь» (1931–1933). С 1935 г. в Союзе писателей Башкирской АССР (в 1943–1948 гг. председатель правления).

Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/literatura/personalii/kudash-kudashev-sajfi-sajfetdin-fattahovich Онлайн - энциклопедия Tatarica

Это максимально комплиментарная для него биография, из которой видно, что перед нами банальный графоман, который в свое время попался на удочку пропаганды.
Если бы это был серьезный агент, то после медресе он бы отправился по делам службы, а не гнил в своей деревне, воспитывая местных оболтусов.  
Если бы он был агент, то его бы не мобилизовали белогвардейцы и не утащили с собой аж в Омск. А этот товарищ еще и писал статьи под своим именем, он не понимал вообще, что происходит.
Если бы он был агент или просто умный человек, то уехал бы на запад правдами и неправдами. Но нет.
Поэтому ЧК его простило, дало возможность работать.
А как же он стал начальник писательским? А потому что никто не хотел этим делом заниматься, люди же не дураки, видели, что это расстрельная должность.
Существует точка зрения, что Сайфи Кудаш написал доносы и именно поэтому репрессировали многих писателей.
Я могу согласиться с тем, что он, возможно, писал доносы, но чтобы серьезные органы принимали по ним решения – тут согласиться нельзя. Доносов пишут много, что теперь всех расстреливать, что ли?
Вот в таком положении Союз писателей Башкортостана и жил эти годы, им даже не платили денег, есть такие жалобы в книже о судьбе союза. Почитайте сами!
А что было потом, после войны? Об этом я расскажу дальше. 




 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вы прилетели на этом? Да вы храбрее, чем я думала. Есть среди наркоманов такая игра: appear-disappear. Со стороны похожа на игру ребёнка в ку-ку, однако наполнена совершенно иным смыслом. Игрок, в точности как ребёнок, поочерёдно закрывает (со словом disappear) и открывает (appear) ...
откуда:Wohnidee ...
Опять по ящику услышал про "колбасную эмиграцию" . Оставляю в покое и само выражение и его создателей и тех, кого "клеймили". Это было давно. А злоба дня такова, что хороших и качественных продуктов становится меньше. Давайте предположим, что вы выбираете страну эмиграции исключитель ...
Ебаные кретины! Счас такое начнётся, что кризис 2008 года покажется блять прогулкой в парке. Блять, во прям счас прилип на десяточку просто потому что фунт пизданулся на уровень 1985 года. Хуй они увидят а не налоги! Пиздец, проебать десятку буквально за 3-4 часа. Ахуенно. Лучше бы в кази ...
Очень важно соблюдать правила хорошего тона по жизни. Общение и прочее взаимодействие с окружающими значительно осложняется, если человек ведет себя откровенно по-хамски . Все это касается и вождения автомобиля, а также поведения водителей на дороге. Есть неписанные правила, о ...