60 лет назад
mi3ch — 25.09.2017Расовая сегрегация в США была законодательно оформлена в 1896 году — тогда Верховный суд признал ее не противоречащей американской конституции, если предоставляемые белым и афроамериканцам здания и услуги имели одинаковое качество. На протяжении следующих 58 лет южные штаты Америки жили по принципу «разделены, но равны», но на деле качество жизни чернокожего населения было на порядок хуже.
В начале 1950-х годов слесарь Оливер Браун и другие негры из города Топика, штат Канзас, подали коллективный иск против расовой сегрегации в общеобразовательных учреждениях (Браун против Совета по образованию). Помимо ограниченных возможностей, которые имели выпускники школ для небелых, разделение учеников по цвету кожи вызывало и чисто бытовые проблемы. Так, дочери Брауна приходилось ездить в школу для черных, расположенную в нескольких километрах от дома, хотя школа для белых находилась в три раза ближе. В 1954 году Верховный суд признал раздельное обучение детей с разным цветом кожи антиконституционным.
Спустя три года план по десегрегации образования должен был начать действовать в Литл-Роке, столице штата Арканзас. Отбором чернокожих учеников занималась президент арканзасской конференции Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP) Дэйзи Бейтс. Вступительные испытания прошли девять подростков: Минниджин Браун, Терренс Роберт, Элизабет Экфорд, Эрнст Грин, Телма Мазершед, Мелба Паттильо, Глория Рей, Джефферсон Томас и Карлотта Уоллз. Лидер движения за гражданские права чернокожих Мартин Лютер Кинг попросил у тогдашнего президента США Дуайта Эйзенхауэра оперативную резолюцию, разрешавшую им посещать Центральную среднюю школу Литл-Рока, где раньше учились только белые.
Губернатору Арканзаса Орвалу Фобусу не нравилась идея интеграции негров в американское общество, и он всеми силами старался замедлить этот процесс. Чтобы саботировать появление чернокожих учеников в школе в первый учебный день — 4 сентября 1957 года — Фобус направил к ее зданию почти 300 солдат Национальной гвардии штата под предлогом, что там наблюдается «неминуемая опасность мятежа, бунта, нарушения мира и совершения насилия над людьми и собственностью».
Помимо военных, вокруг школы собралась большая толпа белых, которые кричали, толкали и старались унизить растерявшихся афроамериканцев. «Я пыталась найти в толпе дружелюбное лицо — кого-нибудь, кто мог бы помочь, — позднее вспоминала Элизабет Экфорд. — Я посмотрела на одну пожилую женщину, и ее лицо показалось мне добрым, но когда я взглянула на нее снова, она на меня плюнула». На уроки «девятке из Литл-Рока» попасть так и не удалось — солдаты Национальной гвардии отправили их домой.
Число солдат Национальной гвардии постепенно снизилось до 15 дежурных, круглосуточно охранявших здание школы от нежеланных учеников. 20 сентября суд вынес решение в пользу NAACP, и военные были заменены полицией. В понедельник, 23 сентября, девять афроамериканцев впервые переступили порог школы. Но до учебы дело снова не дошло. Полицейские посчитали, что не смогут справиться с тысячей расистов, которые собрались во дворе, и проводили молодых людей обратно по домам.
Проблему надо было срочно решать. 24 сентября Эйзенхауэр направил в Литл-Рок 1200 солдат 101-й воздушно-десантной дивизии. Чтобы лишить губернатора Фобуса возможности продолжать вредительство, президент переподчинил Вашингтону всю десятитысячную Национальную гвардию Арканзаса.
С этого момента афроамериканские подростки стали посещать занятия. Несмотря на постоянную охрану, они продолжали подвергаться физическим нападкам и оскорблениям. Так, белые ровесницы подкараулили Мелбу Паттильо в женском туалете и пытались ее сжечь, бросая ей на голову горящие бумажки. В другой раз в чернокожую школьницу плеснули кислотой.
В декабре 1957 года Минниджин Браун была отстранена от занятий на шесть дней за то, что бросила тарелку с чили в мальчиков, которые насмехались над ней в столовой. Еще через два месяца за очередной конфликт ей запретили ходить в школу до конца года, и Браун перевелась в среднюю школу в Нью-Йорке.
Тем временем Фобус продолжал добиваться отсрочки интеграции, а когда это его предложение провалилось, губернатор закрыл все публичные школы в Литл-Роке. Для определения правильности его решения был созван референдум, на котором Фобусу удалось добиться народной поддержки — превращение публичных школ в частные означало, что неграм по-прежнему будет закрыт доступ в образовательные учреждения для белых. Целый год школы оставались закрытыми, пока в декабре 1959 года Верховный суд не постановил, что им следует возобновить работу.
«Девятка из Литл-Рока» дала толчок десегрегации школ в южных штатах, которая, однако, все равно протекала очень медленно. Процесс ускорился после принятия Закона о гражданских правах в 1964 году. За 50 лет процент получивших среднее образование американцев среди чернокожих и белых почти сравнялся: если во времена событий в Литл-Роке это соотношение было 18% против 43%, то через полвека — 81% против 86%.
via
via
|
</> |