5000 рублей (история купюры)
socialism_vk — 10.12.2010 немного истории о купюре стоимостью в пять тысяч рублейСовременная купюра 5000 рублей вошла в обращение 31 июля 2006 года
Пять ты́сяч рубле́й (5000 рубле́й) — денежная купюра,характерная для периода обесценивания рубля, гиперинфляции либо относительно низкого номинального курса рубля относительно мировых валют.
Купюры достоинством 5000 рублей выпускались в 1918—1922, 1992, 1993, 1995, 2006 годах как центральным правительством страны (Народным комиссариатом финансов РСФСР, Госбанком Временного правительства и РСФСР, Центробанком РФ), так и различными сепаратистскими образованиями на территории России (Донским Кругом, Кубанской Радой, Вооружёнными Силами Юга России, Северо-Западной армией Юденича, Дальневосточной республикой.
Впервые за всю историю России купюра такого большого номинала была разработана при Временном правительстве в 1917 году; впервые выпущена в обращение ленинским правительством РСФСР в 1918 в «керенском» варианте, с двуглавыми орлами на оборотной стороне.
Данная купюра обычно выпускалась по мере развития гиперинфляции, приблизительно через год после начала обвального обесценения денег — в 1918 и 1992 годах, когда деньги уже обесценились не менее чем в 10 и не более чем в 50 раз (от 1000 до 5000 процентов).
В момент первого выхода в обращение купюра 5000 рублей, независимо от общественного строя, всегда являлась самым крупным денежным знаком в стране. Но проходило всего несколько лет инфляции,- и в 1920, как и в 1996 годах, эта же купюра была уже одной из мелких (в 1996 году — менее одного доллара по курсу Центробанка).
На лицевой стороне современной купюры — памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому работы А. М. Опекушина,
Автор памятника в 1885 г. принял участие в конкурсе на памятник графу Муравьеву-Амурскому вместе с М.О. Микешиным и М.М. Антокольским и победил. К концу 1890 г. статуя была отлита и доставлена в Хабаровск из С-Петербурга. В 1925 г. памятник графу Муравьеву-Амурскому. Был снесен решением Дальревкома (протокол № 6 от 26 января за подписью Гамарника, Кубяка и др. и передан в музей, где лежал во дворе 20-40-е годы и во время войны был сдан на переплавку). В конце 80-х и начала 90-х годов велась работа по сбору средств на восстановление памятника. В 30 мая 1992 г. состоялось открытие восстановленного памятника генерал-губернатору графу Муравьеву-Амурскому.
На оборотной стороне пяти тысяч — мост через реку Амур в Хабаровске.
Это мост с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением.
Торжественная закладка моста состоялась 30 июля (12 августа) 1913 года. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен 1 октября 1915 года, то есть на строительство было отведено всего 26 месяцев. Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путем во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка 18-ти ферм происходила на месте. Сдать мост в срок помешала Первая мировая война — осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил пароход с двумя последними фермами, которые затем пришлось заказывать в Канаде. Кроме того на войну были мобилизованы опытные рабочие.
5 (18) октября 1916 года мост был освящен и открыт для постоянного движения. Стоимость его сооружения составила 13,5 млн. На момент постройки мост был крупнейшим железнодорожным мостом в старом свете.
Авторы проекта нового моста: И. А. Ляпустин — Трансмост, Санкт-Петербург; Г. Н. Степанов — Дальгипротранс, Хабаровск; А. В. Батурин — Институт Гипростроймост, Москва.
(Read more ...)
|
</> |