5 лет
mahavam — 26.09.2023 У мамы была редкая черта – она умела быть счастливой. Война, голод, болезни, уход мужа, бесконечная работа, нехватка денег – казалось бы, есть от чего впасть в уныние. Но у неё всегда были рядом Чехов, Чайковский, Вахтангов. И ещё Окуджава и Новелла Матвеева. И много книг, и радость каждого дня. «Как не радоваться этому дню, ведь его могло бы и не быть» — улыбаясь, говорила мама. Она осталась в моей памяти только улыбающейся.Я не помню, чтобы в детстве мама когда-нибудь ругалась на нас сестрой. Рассердиться могла, могла говорить строго. Но ругани не было. И ещё могла наказать молчанием («я больше не буду с тобой разговаривать»). Пожалуй, это было самое тяжёлое наказание. Но когда мы просили прощения, она легко прощала. С ней вообще всем было легко, оттого и любили её мои друзья, а она любила их. И за всех нас молилась.
У мамы до самой старости был звонкий, молодой смех и голос. И хорошее чувство юмора. И когда она после больницы уже не могла вставать и практически не говорила, я садилась рядом с ней и часто рассказывала ей что-то смешное. У мамы уже совсем не было сил, но она улыбалась и даже пыталась что-то ответить, прошептать в ответ. А когда я что-то вспоминала из прошлого и спрашивала её: ты помнишь?.. – она слабо кивала, глаза её слезились, ей было тяжело. Она понимала, что мы скоро расстанемся навсегда на этой земле. И мы с сестрой читали ей Лермонтова, Некрасова, Пушкина, Ахматову и Пастернака – всё, что помнили наизусть, и что знала она. И мама прикрывала глаза и слабо сжимала мою руку.
…В тот день, утром 26 сентября 2018 года, я сидела рядом с ней и держала её за руку. Было понятно, что это последние часы, я молилась и старалась не плакать. У неё была такая маленькая ладонь, как у ребёнка… Я просила её ничего не бояться, гладила по волосам, говорила, как мы любим её… и что скоро всё будет хорошо и она встретится со всеми своими любимыми людьми. И что она всегда, всегда будет рядом с нами, но только не нужно ничего бояться, мы не расстаёмся, любовь не умеет не быть…
Затем её веки вздрогнули, она сделала последний вдох – тихий, почти незаметный… а выдоха уже не было…
…..
Я спросила Алису: чем тебе больше всего запомнилась бабушка?
Своей добротой и уважением к людям. – ответила она. – И невероятной тактичностью. Бабуля, когда хотела меня обнять, спрашивала: можно, я тебя обниму? Или: можно мне задать тебе вопрос? А ведь мы были самые близкие люди! Но она всегда считалась с нашими желаниями и мнением…
И ещё, — добавила Аля, — бабуля никогда не жаловалась. Я не видела её в тоске или в дурном расположении духа, наоборот – она всегда была готова выслушать и поддержать тебя. И пожалеть... Доброта как абсолют, и любовь. И самые вкусные пироги в мире!..
А к Эле бабушка часто приходит во сне. Просто чтобы побыть рядом, поддержать, сказать что-то доброе...
А мне мама подробно приснилась только один раз, в том же 2018-м. Я спросила её, как она и где? И она ответила, что здесь (там, где она теперь живёт) очень интересно и много дел. И нужно много всего успеть. И обещала как-нибудь рассказать мне…
И ещё попросила, чтобы мы сильно не страдали и не плакали, потому что она тоже начинает плакать вместе с нами. «Свою тоску нужно растворять вот в этом…» — сказала мама, повела рукой и показала на краски, которые окружали нас во сне – голубые, белые и сиреневые. А затем махнула мне рукой и исчезла. И я проснулась.
....Ангел мой, ты всегда рядом.
Мне светло, когда я вспоминаю тебя.
И я всё ещё учусь растворять свою тоску по тебе в голубом, белом и сиреневом…
|
</> |