Великое кино. Ксения Ларина

топ 100 блогов Dmitriy™®©*** — 18.04.2010

Великое кино. Ксения Ларина




Великий фильм о великой войне был снят великим режиссером на великие
деньги и с участием великих актеров. Ирония в таком великом деле вполне
уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное
чувство для любого художника утратил. Сквозь дорогие видеоткрытки,
снятые великолепным оператором и в сопровождении великолепной музыки,
как улыбка чеширского кота проступало огромное нечеловеческое эго
Никиты Михалкова.



Великое кино. Ксения Ларина


Уважая огромный труд огромного числа людей, среди которых большую часть
составляют профессионалы высочайшего класса, я вынуждена признать:
великий фильм оказался величайшим обманом в истории отечественного
кинематографа. В фильме много театра, в самом дурном смысле этого слова.
Это выражается в обилии примитивных пропагандистских приемов,
агитирующих то за родину, то за православие, в намеренных агрессивных
искажениях исторической правды, в лишенных всякой логики вымученных
сюжетных ходах, в приблизительности отношений и характеров. Все это
повлекло за собой лобовую и грубую манеру актерской игры. Отсутствие
внятной сюжетной линии компенсируется яркими спецэффектами,
невыносимым натурализмом, граничащим со смакованием и общей
эмоциональной истеричностью. Эпизоды, мало чем связанные друг с другом,
выплывают ниоткуда и выходят в никуда. Ни один характер не развивается,
существуя лишь на уровне заявленной сцены – поэтому играть актерам
нечего, ни у одного персонажа нет ни судьбы, ни биографии. А значит –
каждый предоставлен сам себе и выдает на гора все, чему научился за годы
существования в профессии.



Великое кино. Ксения Ларина



Когда артисты клянутся в любви к режиссеру – их можно понять. Михалков
не просто выбирает артиста на роль – он записывает его в
единомышленники, посвящает его в свое братство, окружая его заботой,
любовью, восхищением. При такой харизме заручиться преданностью –
плевое дело. Но если в фильме «12» артист Михалков выбрал себе роль
экранного лидера и на фоне беснующихся, нещадно переигрывающих партнеров
смотрелся эталоном психологизма и единственным носителем
художественной правды, то в «Утомленных солнцем два» его Котов столь
же схематичен и суетлив, как и прочие персонажи из его окружения. Олег
Меньшиков и Евгений Миронов – пожалуй, единственные из михалковской
труппы актеры, отказавшиеся от навязанной режиссером манеры большого
стиля и оставшиеся живыми людьми. В фильме вообще мало живого,
подлинного, несмотря на обилие натуралистичных сцен смерти, насилия и
жесткости. Нет настоящих человеческих страданий – а есть порой
искусная, а чаще грубая имитация, балансирующая на грани дурновкусия.
Совместные молитвы в окопах, крещение Нади, принятое от безногого
священника на рогатой мине в открытом море, цыгане с гитарами, звонкой
песней выторговывающие у немцев свою лошадь, навязчиво
интернациональный состав кремлевских курсантов, бабочка, преследующая
нквдэшника Арсентьева, рояли в кустах, на которых то и дело бренчат
герои, описавшийся от страха пионервожатый, оголяющий свой зад
немецкий пилот – перечислять эти приемы можно бесконечно, недостатка в
метафорах нет, и каждая из них преподносится зрителю как режиссерское
откровение. Но люди кино видели и до Михалкова – поэтому они с
легкостью узнают пригодившиеся автору цитаты – из «Титаника», из «
Рядового Райана», из «Проверок на дорогах», из того же «Сибирского
цирюльника». Мысли и смыслы, которые закладывал Никита Сергеевич в
свой шедевр, были в достаточном количестве изложены им в
предшествующих премьере интервью. Ужас в том, что в перенесенные на кран
мысли эти превратились из масштабных и глубоких в короткие и
примитивные. А попытка вывести военную тему на иной космический (или
религиозный) уровень ограничилась буквальным ауканием божьими знаками
из разных углов экрана: то божественное свечение, то слепящий глаза
крестик, то горящая икона, то взорванный купол деревенской церкви.
Невозможен разговор о душе без участия человека – и об этом хорошо
знали учителя Никиты Михалкова: Достоевский и Толстой. Заменить
человека человеческим типом можно в газетном фельетоне или в комиксе.
Но комикс о великой войне - это уже оксюморон.


Великое кино. Ксения Ларина

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Инновации вне закона Чтобы повысить спрос на инновации, Минэкономразвития предлагает вывести закупки таких товаров из-под действия закона о госзаказе и разрешить регулировать их правительству. ФАС и эксперты инициативу не ...
Такие дела ...
Оказывается в приложении сбербанка можно установить на заставке по загрузке разные темы, например картины разных художников. Мне нравится. Второй день балета подряд. Это ужасно. Во-первых, я ничего не могу! Ни ноги поднять, ни на полу пальцы встать по-человечески, ни баланс держать. ...
А ведь это очень важно — прочувствовать и принять погоду друг друга. У всех она разная. Один живёт в вечной осени с равномерными и безучастными дождями, другой — в одухотворяющей весне, где после дождливого дня наступает солнечный. Важно не заставлять ближнего быть тем, кем ты ...
Самое негативное последствие украинского «закона о декоммунизации» - то, что назревшая много лет назад необходимость вернуть русским городам и улицам благозвучные дореволюционные названия отныне будет восприниматься как «прогибание перед украинством». То есть, ситуация когда у нас в каждо ...