Рок-н-ролл мёртв?

топ 100 блогов zina_korzina10.04.2010
  • В моём детстве и отрочестве все умные (и даже не очень умные) мальчики - из тех, что постарше - слушали русский рок. Это был некий «знак качества» - не заграничную попсу и тем более - не местно-пугачёвскую уао-эооо про «лето-ах-лето», а что-нибудь, типа:

    «Ты можешь ходить, как запущенный сад, а можешь всё наголо сбрить.
    И то, и другое я видел не раз. Кого ты хотел удивить?»


    Был и другой вариант того же самого, но уже от другого исполнителя: «Панки любят грязь, а хиппи - цветы, но и тех, и других берут менты...» Те, что попроще орали: «Вот! Новый поворот!» и даже девочки писали в песенник песню «Костёр». Русский рок принято связывать с бунтом против Совка, с некоей большой фигой, которая была даже и не в кармане - рок-музыканты и их поклонники попросту размахивали теми фигами. Вернее, им казалось, что они это делают. Были ли конкретные гонения на рок-музыкантов, сказать сложно - одни источники пишут, что да, и ещё какие. В других источниках говорится о том, что за рок-музыку никого не преледовали, просто не давали площадок, не пускали на радио и ТВ. Некоторых да, не пускали, к примеру, «Браво» года этак до...1986-го. Если ошибаюсь - поправьте.

    Рок-н-ролл мёртв? Рок-н-ролл мёртв?

    А вот «Машину времени» в 1980-1982 гг. очень даже пиарили. Вот, что писал в 1980 году многоизвестный А.Троицкий: «И всё же обращены песни «Машины времени» в первую очередь к молодежи. Занять активную жизненную позицию, определить свое место в жизни — вот основной их пафос. Проблематика песен остра и злободневна — они словно бы являются продолжением дискуссий в молодежных клубах и на страницах газет. Карьеризм и приспособленчество, социальная пассивность и «власть вещей» становятся объектом критики. И в тоже время песнями ансамбля утверждается человеческое, духовное начало». Заметим, что это писалось не для подпольного самыздата, а для газеты «Советская культура». Правда, потом Макаревич и К° вызвали неудовольствие не то Комсомола, не то ещё кого-нибудь. Появилось знаменитое «Рагу из синей птицы» - разгромная статья о том, что песни - так себе. Не забыли затронуть и материальный аспект: «Мы говорим об ансамбле, в котором вполне обеспеченные артисты скидывают с себя перед концертом дублёнки и фирменные джинсы, натягивают затрапезные обноски (кеды, трико, пляжные кепочки, веревочки вместо галстуков) и начинают брюзжать и ныть по поводу ими же придуманной жизни...»

    Рок-н-ролл мёртв? Рок-н-ролл мёртв?

    На самом деле, для рок-музыканта, если уж он поёт о Главном и Вечном, не забывая изображать из себя молодёжного гуру, нелюбовь официальной журналистики - это, скорее, плюс, чем минус. Раз их ругает «розовощёкая комсомолия», значит, всё идёт по плану! Тогда ещё никто не знал один из законов пиара, повествующий о том, что чёрный пиар - самый хороший пиар. (На этом деле частично сделала себе имя и великая Алла - кому интересны певицы-мамочки, певицы-милочки с розовеньким носовым платочком в кармашке?) На мой взгляд, рок-музыка эпохи Застоя (да, интересная, самобытная, иной раз - потрясающая) на 90 процентов была обязана своей популярностью именно этому полузапрету. Все искали в их текстах некий скрытый смысл, некую насмешку над Совком. Им верили потому, что верить передовицам газеты «Правда» было уже невмоготу. Молодёжь любит быть непонятой и непонятной. В 1980-е, особенно после 1985 года, все издания писали на одну и ту же тему - юные хотят, чтобы их поняли и приняли. На самом деле всё не так - юные, как раз хотят, чтобы их не понимали и противопоставляли старшему поколению. В моё время символом отстоя (в юношеской среде) были Кобзон-Лещенко-Зыкина, безусловно вокально-одарённые испонители. Но они были обласканы властью, пели что-то оптимистично-радужное, сугубо официозное. Их было принято презирать. Сейчас, правда, время от времени приходится читать комменты, типа: «А что? Я в то время терпеть не могла 'Queen'и БГ и слушала только сов.радио».

    Рок-н-ролл мёртв? Рок-н-ролл мёртв? Рок-н-ролл мёртв?

    Не верю. Просто у многих людей сейчас что-то сместилось в головах - они помнят то, чего не было. Одни оголтело утверждают, что у них дома не было хлеба и тапочек, другие хотят всех убедить, что ни разу не хотели фирменных шмоток и радостно покупали отечественные боты с трениками. Так вот, в то время русский рок был хорошей альтернативой, как советской официальной недо-эстраде, так и западной попсе. Да, разумеется, и англоязычный рок тоже, но в рок-музыке огромную роль играют слова, а инглишем тогда баловались очень немногие. Немного отвлекусь от темы. Есть мнение, что ин-язы в СССР так странно преподавали, чтобы у граждан не было никакой языковой базы для последующей эмиграции - забивали мозги грамматикой, всяким там паст-пёфектом, но не давали ситуативной речи. Я могу в это поверить потому что в СССР учили очень качественно - и физике, и литературе, поэтому невозможно представить, что такой провал в области ин-яза был из области халтуры. Тут всё тоньше... Ну так вот - в рок-музыке очень важны именно слова и тексты Шевчука-Гребня-Макаревича хорошо ложились на общее мироощущение «восьмидесятника»: «И мы никогда не станем старше». Причём, типичный поклонник русского рока - это эдакий анти-мажор. Он тоже хочет тёртые джинсы, но потому что они - символ свободы и несовковости, а не просто - модный прикид.

    Рок-н-ролл мёртв? Рок-н-ролл мёртв?

    В Перестроечную эпоху рокеры, оставаясь любимцами молодёжи, сделались временными, но очень активными, союзниками властей. Они активно светились в модно-актуальных программах «Взгляд» и «До и после полуночи», давали вдумчивые, но оптимистичные интервью, хвалили Ускорение с Гласностью и по любому поводу выражали согласие. Впервые за много лет. Коллективный Мальчик Бананан расхотел протестовать и вообще - ему стали слишком малы тёртые джинсы запретной Америки. Рок принялся сервильно обслуживать Перестройку, как бунтарский конструктивизм обслуживал Совдепию 20-х, а возвращённый из ссылки Пушкин - молодого Николая: «Его я просто полюбил: он бодро, честно правит нами». Можно сказать, что именно советские рокеры были основными пропагандистами действий Горбачёва - апатичная молодёжь была разбужена не материалами Пленума, а фразой «Мы ждём перемен!!!!» Вообще, уход Виктора Цоя трагически совпал с окончанием целой эпохи - эпохи протестного рока. Перестав быть гонимым или нежелательным андеграундом, перестав завлекать смыслами и подтекстами, русский рок стал казаться ненужным, эдаким героем вчерашних дней. Да, в 1990-е было много Кинчева и Бутусова, потом, как продукт коммерческого ТВ появились Земфиры с Мумиями-Троллями и прочие Ногусвелисты. Но это было уже не то - они делали хорошую музыку, но уже не было смысла. Хороший, продаваемый саунд с непонятными словосплетениями.

    Рок-н-ролл мёртв? Рок-н-ролл мёртв?

    • Вообще же, рок-протест после 1990-го сделался совершенно ненужным - все цели были достигнуты, тоталитаризм пал, Америка пришла в каждый дом в виде «Санта-Барбары» и баночной Кока-Колы. Америка-то пришла, а привычка 'быть против' осталась. Именно поэтому бунтарь Егорка Летов одно время выступал на сборищах коммунистов. Рок, в отличие от попсы, всегда озвучивает несогласие. Когда несогласие становится бессмысленным, приходят мальчики-девочки в драных майках с псевдо-протестным баббл-гамом и кислотными клипами. Многие музыканты сейчас вздыхают из серии: «Было же времечко...Были же люди...» Если это перевести на язык объективной реальности, то это означает: «Мы когда-то были вожаками и анти-комсюками, а теперь все подпевают каким-то поющим труса́м». Потому что быть духовно богатым и душевно больным больше не модно. Вот такие алюминиевые огурцы на брезентовом поле...


  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    Посмотрел фильм «Выживший». Я бы поставил в названии фильма знак вопроса.  После заключительных кадров расправы с главным злодеем, у меня появилось предчувствие, что сейчас должна последовать смерть главного героя. Он выполнил свою миссию. Семьи не осталось, враг повержен. Чего ради жить ...
    Рустам Хабилов, раз:Рустам Хабилов, два:Заявление руководства СК ЛегионРуководством СК Легион проводится тщательное расследование инцидента, активно обсуждаемого во всемирной паутине, связанного с бойцом клуба Хабиловым Рустамом.Прежде ...
    Кажется, что студенты не могут меня уже удивить. Но сегодня они показали мне новую грань известного феномена.  Предмет «История фотографии». Будущие дизайнеры представляют совместный проект про Надара (французский фотограф XIX века, если что...) Надо отметить, что очень хороший ...
    Тут один деятель написал про Георгия Валентиновича, что у него, дескать, остро зачесалась Бельгия и Сербия, проснулся в нем потомственный офицер и стал отец-основатель русской социал-демократии русским империалистом. Между тем все было несколько не так. "В речи «Социал-демократия и ...
    Команда "Насправди" от безделия способна на многое. Это показало последнее небольшое исследование на тему: "Уровнь IQ российских либералов". Он оказался на уровне ... их украинских коллег. Тему придуманную от первого и до последнего слова нашим коллегой "Сергеем из Белгорода" белоленто ...