* * *
philtrius — 16.02.2014 Двѣ мысли на поляхъ.1. Я обнаруживаю сочувственныя ссылки на лѣвые (въ обоихъ смыслахъ слова) матерiалы объ образованiи и молодежной политикѣ, напр., на матерiалы сайта «скепсисъ» и — сейчасъ — на докладъ А. Тарасова, даже тамъ, гдѣ симпатiй къ соцiализму и коммунизму вродѣ бы не наблюдается. Это неправильно: наряду со справедливой критикой тамъ проводится настолько ядовитая положительная программа, что она хуже критикуемаго въ 10 разъ.
2. Относительно тестовъ PISA и подобныхъ. Мнѣ вообще кажется, что требованiя ихъ — немного не въ ту степь. Они исходятъ изъ эгалитарной концепцiи, и лидерами тамъ будутъ всегда тѣ, кто хорошо вытягиваетъ отстающихъ; а между тѣмъ обществу нужны офицеры съ мужествомъ, моментальной реакцiей, чувствомъ отвѣтственности и честью, при томъ что риторикой они могутъ владѣть хуже, чѣмъ адвокаты, и навыками примѣненiя къ практикѣ естественнонаучныхъ знанiй — хуже, чѣмъ медики; что же касается опыта пониманiя текстовъ, то для армiи полезнѣе, если на высшемъ уровнѣ будутъ отдавать понятные приказы, чѣмъ если внизу будутъ концентрироваться спецiалисты по интерпретацiи двусмысленныхъ текстовъ. Математическая квалификацiя конструкторской верхушки больше значитъ для уровня техники, чѣмъ аналогичная квалификацiя домохозяекъ.
Множество типовъ школъ предполагаетъ и множество типовъ «идеальныхъ» выпускниковъ, и понятно, что разнымъ нужно разное. Потому къ такого рода мѣрительнымъ инструментамъ слѣдуетъ относиться съ долей здороваго цинизма.
И еще полумысль. Соцiалистическая критика во многомъ права въ томъ отношенiи, что «человѣкъ потребляющiй», — мягко говоря, не вершина эволюцiи. Но не стоитъ при этомъ забывать, что собственно соцiалистическiе типы на два порядка гаже.
|
</> |