Славяне соединяют эту богиню с Землёй (в данном явлении её
почитание близко к поклонению Матери Сырой Земле) и Водой (которая
в этом случае также заключает в себе функцию материнской,
жизнеутверждающей силы).
2.Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем.
3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка
перекрестков мироздания между мирами.
4.Защитница и покровительница хозяек.
5. В нижней ипостаси является известной Ягой, в этом случае
можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей
подвластны в равной мере.
6. Хозяйка Живой Природы.
Точное произношение и написание ЕЁ имени доподлинно
неизвестно. Из всех вариантов (Мокошь, Мокушь, Мокуша, Мокушка,
Макошь, Макешь), наиболее древним является, скорее всего, вариант с
корневым «А», так как «оканье» в индоевропейских языках явление
позднее. Корневое «О» появилось, видимо, с возрастанием роли
земледелия, где так важна влага, и созвучия с глаголом
«мочить»
Олицетворение Матери - Сырой Земли, в этом образе супруга
Неба. В качестве покровительницы воды, влаги, источников - супруга
Велеса. В своей отрицательной ипостаси – Кикимора, проживает в доме
совместно с домовым, вместе с ним вредит нерадивым хозяевам. Доброй
или злой Мокошь делают личность и поведение каждого конкретного
человека, т. е. Она наблюдатель и оценщик и весьма строгий (см.
пословицу: «бог не Макешь, чем – ни будь да потешит»).
Древнейшие, из найденных, миниатюры Макоши. Вырезались из
"женских" пород дерева, преимущественно из осины.
Макошь имеет не ровную, качающуюся походку как у гусыни или
утки, для подчёркивания этой характерной черты её описывали,
изображали на гусиных лапках, иногда Макошь хрома и горбата,
простоволоса, а когда является в гневе - лохмата, молчалива,
строга. Судя по русским вышивкам – рогата и с небольшим хвостиком,
что роднит её с иранской Ардви – Сурой Анахитой. Наиболее часто
атрибутами М. являются прялка, веретено и метла с конской головой
(черепом).
В психологии известен тест: испытуемого просят нарисовать
голого человечка. Если у изображения большая голова – значит,
испытуемый решает какую то проблему или просто любит общаться.
Гипертрофированно изображённое причинное место говорит о
соответствующих особенностях пациента, и т. п. Макошь традиционно
изображается с большой головой (много дум), длинными руками
(всеохватность), огромными ладонями (трудолюбие), и эти её качества
являются так же характерными чертами русского народа .
Макошь связана со всей мелкой «домашней» фауной: козами,
курами, кошками, мышами, тараканами, сверчками, летучими мышами,
лягушками, муравьями и т. д. Фея, в сказке о Золушке –
Макошь.
Божия коровка, называемая у западных славян «берушкой», т. е.
овечкой – одно из воплощений М. Она носит на себе метку – память о
пожаре, опалившем её спинку, а чёрные пятна – её сгоревшие дети.
Весь этот ужас – следствие гнева Перуна, который наказал таким
образом свою первую неверную жену. А она и не могла быть верной,
так как появилась задолго до возникновения института брака, не
собиралась меняться и, кажется, переживёт распадающиеся на наших
глазах традиционное супружество…
Связана с коноплёй, крапивой и, в последнюю очередь, которую
только и оставило Пятнице христианство, со льном, как растениями
дающими волокно для прядения и ткачества. С этой стороны связана с
овечьей шерстью и козьим пухом. Обобщая, можно сказать, что М.
Имеет отношение ко всему, что можно скрутить, свить в верёвку,
нить. Связывать, плести, ткать, а так же развязывать, расплетать,
распускать – одно из её дел.
Памятуя, что в старину деревенская община называлась «вервь»
(верёвка, связь), а так же учитывая такие устойчивые
словосочетания, как «связь времён», «связь поколений», которые
возникают как бы сами собой из архитипических представлений, можно
сделать вывод о том, что М является древнейшей социально - родовой
устроительницей.
В отличие от Рода, являющего собой вертикаль (например,
власти), накладывание, иерархию, переход от низшего к высшему
(например, взросление, ведь речь идёт о доклассовом устройстве
общества), Макошь являет собой горизонталь, которую символически
легче всего обозначить верёвкой, ведь её не поставишь вертикально
(индийские факиры не в счёт).
В фольклоре явственно проступают такие нюансы. Женщина
подводит коня за узцы, то есть тянет за верёвку. Мужчина седлает
коня, то есть кладёт на него седло и сверху садиться сам. С этой
точки зрения возведение дома из брёвен или камня вотчина Рода, а
сооружение плетня или хаты – мазанки, имеющей в своей основе тот же
плетень – Макоши.
Говоря современным арго, Род – это круто, в смысле не полого.
А Макошь это широко, то есть открыто, протяжённо, свободно. И это
отсылает нас к общепризнанному определению души русского народа,
как души широкой, щедрой, свободолюбивой.
«Там русский дух, там Русью пахнет…», это там, где просторно,
широко, свободно. Это там, где незримо присутствует Макошь.
В связи со своей горизонтальностью Макошь связана с
Матерью Сырой Землёй, а через неё с необходимой земле сыростью (
водой). В связи со своей водной сущностью и женским началом, Макошь
связана с «течением времени».
Все мы на свете временны
Жизней наших холсты
Женщины беременные
Связывают как мосты.
Упустил важную деталь. Не рассказал как
. В ответ на вопрос подруги, ответил следующее:
-