29 мая мне на почту пришло письмо с весьма претенциозным названием: Москва, Мысиной.

топ 100 блогов vera-mysina02.06.2014 «Уважаемые коллеги, - писал автор послания. - Обращаем ваше внимание на полемику нашего издания с бывшим председателем Совета молодых учёных РАН, а теперь...» После многозначительного многоточия следовала ссылка на саму полемику на сайте Сибирского отделения РАН.

С нескрываемым интересом я ознакомилась с этим текстом, написанным журналистом СО РАН Андреем Соболевским. Своим пафосом и крайним цинизмом статья поразила меня до глубины души, хотя я раньше думала, что это уже невозможно. Уже читая слова господина Соболевского, я заподозрила, что этот текст, возможно, заказной. И это предположение, действительно, получило своё подтверждение, о чём я подробнее напишу ниже.

А пока, Андрей, хочу обратиться к Вам с просьбой - прежде чем браться и что-то писать на скорую руку, для начала потрудитесь хотя бы подробнее изучить предмет. Например, молодым учёным Академии были обещаны не 500, а 5000 квартир. Но куда неприятнее вот что: пока я принципиально и энергично отстаивала интересы Академии наук, всё было хорошо. Пока я неимоверными усилиями добивалась встреч в разных государственных ведомствах, чтобы решить тот же вопрос с выполнением Перечня Поручения Президента - всё тоже было хорошо. Проси, Вера, проси больше - такой лозунг был у академиков!

Параллельно с этим «проси» я старалась больше встречаться с молодыми учёными из Академии наук. Я и мои коллеги постоянно слышали об одном и том же – о произволе руководителей, об утаивании информации, напрямую касавшейся молодых учёных, о директорах, которые сидят на своих местах чуть ли не по веку...

На этих встречах бывали и Вы, Андрей, а также и другие представители пишущей братии РАН. В кулуарах вы все поголовно ахали и охали, обсуждая происходящий в РАН беспредел – Ю.С. Осипов (бывший президент РАН) засиделся, директора институтов творят, что хотят, у Академии вообще нет руководства, потому что руководящий орган из сотни человек, в котором никто и ни за что не отвечает - это кошмар и ужас. Но так вы рассуждали только и исключительно кулуарно.

Самым потрясающим является тот  факт, что А.Л. Асеев, председатель СО РАН и вице-президент РАН, на встрече со мной и Советом молодых учёных РАН вещал примерно то же самое: в Москве всё прогнило, руководство недееспособно, вам, молодым учёным, надо быть активнее, брать всё в свои руки, а мы вас поддержим. По его собственным словам, посещение московского Президиума РАН всегда оставляло у него впечатление тихого кладбища, над которым изредка кружит вороньё, и именно мы, молодые учёные, должны всё это встряхнуть, оживить, придать новый импульс развитию. То есть на словах он нас не просто поддерживал, он прямо-таки подстрекал к активным действиям, уверяя, что в нужный момент подключится, вступится, защитит и что, в конце концов, дальше Сибири не сошлют. Очень был убедителен, хотя и в его собственном Сибирском отделении не всё было так уж радужно и гладко.

Время шло, я самозабвенно продолжала отстаивать интересы всей РАН, периодически ходила на приём к ее президенту и вице-президентам, докладывала о массовых проблемах, имеющихся в структуре РАН - с общежитиями для аспирантов и молодых учёных, со стимулирующими надбавками, с абсолютно непрозрачным распределением жилищных сертификатов, о произволе директоров, академиков-секретарей и прочем.

Юрий Сергеевич Осипов смотрел на меня так, как будто я свалилась с луны, а всё, о чём я рассказываю – попросту невозможно. Он злился, обещал всё исправить, но не тут-то было! Только позже ко мне пришло окончательное понимание того, что он уже давно ничем не руководит, всё брошено на самотёк, а если чьи-то интересы и отстаиваются, то это не интересы самой РАН, а частные вопросы некоторых групп академиков. Битва за изменение такого положения дел давалась мне с большим трудом. Систему необходимо было чистить полностью, но модернизироваться в Академии никто не хотел, всё и всех устраивало, в первую очередь, конечно, руководящую верхушку РАН.

В 2011 году мы созвали общее собрание молодых учёных РАН, на котором я выступила с докладом о необходимости модернизации по некоторым ключевым моментам. Я всеми силами призывала президента РАН и его окружение заняться, наконец, внутренними проблемами, а не бесконечным поиском врагов вокруг себя (Миноборнауки – враг, Минфин – враг, Минкульт – враг, Минрегион – враг, Медведев, само собой – враг, да и президент страны - тоже туда же). Но такая позиция оказалась вполне намеренной и во всех отношениях удобной для руководства.

Летом 2012 года мне позвонили из аппарата председателя правительства и спросили, готова ли я изложить, как проходит выполнение Поручения Президента за 2009 год, касавшееся молодых учёных? Для меня это стало переломным моментом. На встрече с Д.А. Медведевым я не стала больше сдерживаться и высказала всё, что накипело. От полнейшего отчаяния попросила его предпринять решительные действия в отношения модернизации РАН, рассказала обо всех тех проблемах, которые накопились за 20 лет и о том, что в РАН их никто решать не собирается и не будет.

Надо сказать, что на встрече той присутствовал и председатель СО РАН А.Л. Асеев. Когда Медведев в конце встречи сказал: «Ну что, теперь у Веры будут проблемы? Вы смотрите, чтобы их не было», Асеев только активно закачал головой, мол всё будет в полном порядке… Каково же было моё удивление, когда я узнала, что сразу после того разговора Асеев бросился в Москву, к руководству РАН. Там он в прямом смысле этого слова грохнулся на колени и долго убеждал своё начальство, что ничего не знал о моём выступлении – ни сном, ни духом.

Это когда надо было отстаивать земельные участки СО РАН у возглавляющего Фонд РЖС А.А. Бравермана, я была очень даже нужна. И я делала своё дело, вступала с фондом и лично Браверманом в жёсткую полемику, ничего не боялась. Мне за это прилетало по полной программе, но я не отступалась, ведь я отстаивала интересы, прежде всего научных сотрудников РАН и саму РАН. Но оказалось, что надо было отстаивать интересы руководящей верхушки Академии, чтобы их никто не трогал и не мешал им приобретать за счёт государственных земель очередную дачу, земельный участок, элитную квартиру, пароход, завод и так далее. Не надо мне рассказывать о святости академиков, я наблюдала эту святость, так сказать, в режиме реального времени – кто, где, сколько, когда и кому...

После моей встречи с Медведевым в Москве тут же собрался Президиум РАН, А.Л. Асеев каялся и посыпал голову пеплом, престарелые академика пугали друг друга Мысиной, а академик А.Г. Месяц произнёс ключевую фразу о том, что со мной надо заканчивать. На том и порешили.

Тем временем я поняла, что в таких условиях изменить ничего не могу. Когда будет реформа РАН - не понятно, и будет ли вообще что-то меняться - тоже непонятно, с равным успехом Академия может гнить и дальше. Болото под названием РАН мне в одиночку не осушить. Тогда я твёрдо решила уйти от всего этого, тем более академики как с ума посходили, только и делали, что обсуждали мою скромную персону. В итоге к осени 2012 года приняла решение, что не буду больше выдвигать свою кандидатуру в председатели Совета молодых учёных РАН.

Руководство РАН отнеслось к моему решению с оптимизмом - мол, правильный и хороший выбор. Но моим желаниям тихо и спокойно заняться своими научными исследованиями не суждено было сбыться… Всё происходило точно как показано в фильме «Диагностика РАН». Ровно на следующий день после выборов меня и всех, кто со мной работал, начали травить. Эта печальная история описана в моём видеообращении. Что мне оставалось делать? У меня отняли всё, академики прямым текстом обещали, что в России мне больше не напечататься, грантов не получать, увидишь у нас ещё Кузькину мать... Уехать за границу? Нет, для меня это не выход.

Журналисты академического сообщества были прекрасно осведомлены о травле, но ни один из них не помог, не вступился. Я долго переживала перед тем, как решиться использовать СМИ и интернет, ведь кто-то должен был начать срывать завесу с Академии, которую её руководство превратило в отсталую дыру, а от былого величия остался только пшик и меркантильные интересы самих академиков.

Андрей, Вы пишете про какие-то рупоры, какие-то метаофициозы. Я понимаю - Вам виднее, Вы только так и работаете, именно этим и занимаетесь. А мне это читать противно, потому что у меня нет хозяев - ни тех, кто мною управляет, ни тех, кто указывает, о чём мне писать и что говорить. В этом кардинальная разница между нами, потому что Вы зависимы и счастливы этим своим зависимо-крепостным положением. Мне же остаётся мой блог и активность в интернете, и если ко мне обращаются СМИ, то я не вижу никакого смысла отказываться от их помощи, ибо только они мне и помогают раскрыть глаза общественности на происходящее в недрах Российской академии наук.

Я Вам, Андрей, предлагаю подойти к зеркалу и задать самому себе вопрос – «Как я прожил жизнь?» И хотя бы раз, наедине с собой, честно ответить, что Вы не совершили ничего полезного, никому не помогли, занимались только угодничеством, потворством и подхалимажем. Если сможете признаться в этом, хотя бы самому себе, значит не всё потеряно и у Вас ещё есть шанс стать Человеком.

P.S.
К вечеру пришёл ответ от председателя СО РАН, академика А.Л. Асеева. «Спасибо за сообщение и ответ Мысиной. Ответ абсолютно верный и своевременный. Вся эта история с законом о РАН, злобными статьями в прессе, подконтрольной некоторым олигархам и их незадачливым родственникам, лишь подтверждает мой давний вывод о большом российском бизнесе с его волчьими нравами в храме науки, которым пока еще является наша прекрасная Академия. Мужества и выдержки, мы победим, А.Асеев.»

Это диагноз.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Его таки затащили на главную роль в "50 оттенков серого" ...
...в день, когда горят костры рябин, ага. Нифига они не горят потому что, рано ещё :) Хотя, как сказал нам с lengvizd местный электрик, рябины в этом году в лесах полно - к холодной зиме это. Ну что ж, посмотрим :) Вчера снова рано утром стартовали в Усть-Катав, работка ...
Знаю за собой слабость: в некоторые магазины мне с деньгами лучше не ходить. Поэтому сообщения про "черную пятницу" и большие скидки повсюду я намерянно игнорирую, и даже не смотрю в сторону магазинов:) Но супер-предложение настигло меня в почте. В Estee Lauder - скидки 30% и куча всег ...
Завершая тему Сирии - очень соответствующие моим мыслям размышления ув. историка Волкова, из его ЖЖ (где, к сожалению, нельзя комментировать): "...Ну и как теперь обстоит дело с «упрочением позиций Асада»? Его положение по отношению к той оппозиции, которая и будет претендовать на власть ...
В Советской Армии я служил в Заполярье, на Кольском полуострове. В ракетной части, которая, как нам с гордостью говорили офицеры, "нацелена на нашего врага, члена агрессивного блока НАТО - Норвегию". Пока служили, у нас периодически проверяли "боеготовность". Раза 3-4 за все время моей, ...