24.05.2026


Прогретый поздневесенний воздух обретает слабый сладкий аромат рядом с сикомором. Это вид фикуса, и, наверное, самый известный - после инжира. Плоды тоже похожи на инжирные, они съедобные, но далеко не такие вкусные. Собственно, у всех фикусов плоды больше или меньше похожи на инжирные. В парке Яркон небольшой сикомор увешан лопающимися от спелости плодами, а вокруг дерева кружат самые разные насекомые, приземляясь время от времени на какой-нибудь плод.

Выставка "Свежая краска" проходит в Тель-Авиве, ближе к окраине, в
здании бывшего электротехнического предприятия, превращенного в
лофт-пространство. Это систематическое мероприятие, как я понимаю,
ежегодное. Огромное пространство павильона вмещает такое количество
работ, от живописи до мебели, что трудно посмотреть всё с
одинаковым вниманием.

Но вот кое-что.
Фотография Анжелики Шер, цветы в вазе на зеленом фоне, ощутимо
напомнила мне картины Яна Брейгеля Старшего, имевшего также
прозвище "Цветочный" за множество изображений растений и за
ботаническую точность этих изображений.
Я видела его работы на выставке в Риме, где фотографировать было
нельзя, но впечатление осталось на всю жизнь. И год назад, в
Питере, Эрмитаж экспонировал некоторые из этих картин.
В питерской школе, где я работала до отъезда, актовый зал оформлен
коврами вместо баннеров или стендов - и на этих коврах репродукции
цветочных шедевров Яна Брейгеля Старшего.
Я вижу однотонно-темный фон, разнообразие окрасок и форм цветков
разной высоты, присоединенные к ним фрукты, а над цветами можно
видеть бабочек. Это роднит фотографию с брейгелевской картиной, а
специально ли - не знаю.

Картина (холст, масло) художницы по имени Реут и по фамилии Дафна - израильский ландшафт, ставший фоном для сцены, где есть лишь взрослый, обучающий детей зажигать костер типа "шалаш", и олива за их спинами добавляет картине объема и симметрии. Интересна фотографическая точность её работ и дотошность в изображении любого объекта. Рядом с большой картиной работы на деревянных досочках - тоже её. Может, трудно поверить, но они выполнены простым карандашом, иногда с добавлением шариковой ручки. Удивительное схватывание момента.

Длинная, как дорога, картина на ткани, в итоге получившаяся
чем-то вроде паласа, пропорциями и некоторыми деталями напоминает
"Гернику", но цвет в ней тоже много значит, а ещё она наполнена
изображениями, зацепляющими нас за живое, за наше переживание
кошмара седьмого октября. Вот, например, семья Бибас, а прямо над
ними - парапланы, и это не фантазия, в тот день часть террористов
прилетела на территорию Израиля на парапланах. А рядом радуга, и
кто-то молится, не видя того неба - день был праздничный, у
религиозного человека в нем было больше молитв, чем обычно. Внизу
люди разбегаются в ужасе, но кто-то уже никуда не бежит, мы видим
части тел. А кого-то (Ноа Аргамани?) увозят на мотоцикле. И так
далее, много маленьких фрагментов, в каждом свой эпизод.
Я уже очень много видела картин и других художественных объектов,
посвященных этому событию. И могу понять, почему оно не исчезает,
не исчерпывается как тема - думаю, этого ещё долго не произойдет.
Мы все думаем и чувствуем что-то по поводу войны и её начала, и
если художник может это выразить - пожалуй, ему повезло. Он теперь
не один в своих переживаниях и со своими образами.
Как-то я не увидела имени автора этой картины. Фотографировать
пришлось под углом, так было удобнее.