«Последняя дуэль». Кадр: kinopoisk.ru
2021-й. Застрявшие в матрице
novayagazeta — 26.12.2021 События, гайки, самый худший фильм и новая «полка».Кадр из фильма «Дом Gucci». Кадр: kinopoisk.ru
Пандемия по-хозяйски распоряжалась экраном, диктовала ему свои условия. Стонали киносети: локдауны сдвигали киноиндустрию к краю пропасти. Чиновники выключали кинотеатры, как лампочки, при этом алкогольные магазины продолжали работать.
Прокатчики ждали выхода блокбастеров как панацеи, которая спасет, вытащит гибнущую в изоляции кинематографию. Дождались.
Блокбастеры
Восстанавливались решительно за счет хитов, премьеры которых были отложены коронавирусом. «Дюна» и «Веном 2» выстрелили первыми, пробудили уснувшего в карантине зрителя, вернули в кинозалы.
А под занавес года — косяком звонкие премьеры. В бой пошли старики. Ридли Скотт выпустил подряд две впечатляющие работы: «Последняя дуэль» и «Дом Gucci». И если блескучий «Гуччи» на звездах, модном бренде и околокиношных скандалах заработал в мире около 73 млн долларов, то «Дуэль» провалилась.
Расстроенный Скотт повесил всех собак на миллениалов, воспитанных «на этих чертовых мобильных телефонах», не способных оценить изысков взрослого кино.
Реинкарнированный Спилбергом оскаровский триумфатор «Вестсайдская история» тоже не выбился в кассовые лидеры, студия «Дисней», потратившая более $100 млн на мюзикл, рассчитывала на больший успех ($10,5 млн за премьерные дни). Вся надежда на грядущий «Оскар», который утешит амбиции продюсеров и блистательного автора. Это классическое кино долгого дыхания — его будут смотреть на платформах.
Подарки к Рождеству
В конце года мейджоры выложили главные козыри — новые секвенции эпохальных франшиз. Феерический «Человек-паук» — ода всей паучьей мультивселенной. Настоящий парад-алле: на арене любимые персонажи, россыпь колоритнейших злодеев, да и от Питеров Паркеров разных эпох в глазах троится. Перенаселенный, в середине вязкий, но в целом убойный, эмоциональный и зрелищный экшн, фансервисное шоу, напичканное пасхалками, юмором, долгожданными встречами с любимцами публики: Октавиусом, Электро, Норманом Озборном. Фанаты на премьере орали как резаные, аплодировали выходу на экран каждого злодея и каждого Человека-паука, словно британские болельщики — Брайану Робсону.
«Человек-паук: Нет пути домой». Кадр: kinopoisk.ru
Билеты поступили в продажу в полночь, 29 ноября 2021 года, и несколько сайтов сразу рухнули из-за вала покупателей.
Практически параллельно выходит «Матрица: Воскрешение» — долгожданная четвертая часть фантастической франшизы, которую Лана Вачовски сняла без сестры. Запутанный квест между реальностью и цифровым миром. Взрывающая мозг жестокая футуристическая драма, не делающая открытий, — ностальгия по миру матрицы во всем его цифровом блеске. Воскрешение Нео и Тринити ради главной на сегодняшний день темы для осиротевшей Вачовски «с любимыми не расставайтесь».
Матрица по-российски, или Самый худший фильм
У нас своя параллельная реальность, своя бинарность, свой «эффект Матрицы».
Девиз времени — запрет на современность, подлинность, актуальность. Совсем как у Нео, зависшем в синтетической капсуле под бионебом, наше время поставили на перемотку. Летим с ним вспять, задом наперед. Глотаешь символические голубые пилюли — и гордость за великое прошлое охватывает тебя до дрожи, переполняет, лучится в глазах настоящего, рассыпающегося в брызгах тоски по подвигу. Летчик Девятаев совершает на вражеском самолете побег из концлагеря, обманув туповатых немцев, русские инструкторы в Центральноафриканской Республике дают отпор бандитам («Турист») и даже прабабушка легкого поведения в образе валютной проститутки Луизы Карповны предотвращает подрыв олимпийского Мишки.
«Зоя». Кадр: kinopoisk.ru
Но пальму первенства в номинации «Худший фильм года» отдадим «Зое». Сама история создания фильма многое объясняет. Его инициатором стал Владимир Мединский и Российское военно-историческое общество. Все в этом фильме-житии прекрасно. И христологическая Зоя, идущая на плаху с именем Сталина. И сам материализованный Бог-отец, мудрый и человечный генералиссимус. Упоительная мифология войны: сплав сакрального и политического, безропотного и фанатичного подчинения власти, вдохновляющей на подвиг новые поколения. Что об этом думают сами новые поколения, неизвестно. Так они умножают ряды фанатов «Человека-паука». А в незабываемом финале звучит героическая кантата на стихи генерального директора корпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина.
Политики vs кино
Бывший актер и режиссер Николай Бурляев призывает с думских трибун пересмотреть ельцинский закон от 1992 года о культуре, запретивший государству влиять на российскую культуру, и принять «правильный закон». А действительно, пусть без всяких экивоков, конкурсов, питчингов велят снимать «правильное кино». Какое скажут. Про чемпиона мира по шахматам, «вратаря моей мечты», про «команду моей мечты», чемпионку по фридайвингу. Про летчицу-истребительницу Литвяк. Про генерал-лейтенанта Ивана Рослого. Про подвиг летчиков в сирийском небе. Про «десантного батю» Василия Маркелова. Потом нам рассказывают про растущую долю российского кино. Вне конкуренции хорош и «Спутник» — триллер с таким названием оказался блеклой калькой с «Чужого».
Самым громким событием года российской киноиндустрии стал не фильм, а скоропалительный полет съемочной группы в космос, изумивший даже видавших виды космонавтов. Качество снятого материала было оценено как «великолепное» поэтом и по совместительству гендиректором «Роскосмоса» Рогозиным. Качество фильма нам придется оценивать уже в следующем году.
Авторское
Беспрецедентный успех нашего фестивального кино по-прежнему в тени фанфар о невидимых успехах «особо значимых фильмов». Глубинная Россия так и не узнала, что картина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко удостоена главного приза каннского «Особого взгляда», антисталинская фантасмагория «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова представлял Россию в венецианском конкурсе и собрал букет наград многих смотров, совместная с Финляндией картина «Купе номер 6» получил Гран-при Каннского кинофестиваля, а несколько дней назад фильм вошел в пятерку номинантов на премию «Золотой глобус».
Гайки
Президент Ширак вспоминал о знаменательном диалоге с Леонидом
Ильичем. «Нельзя ли в СССР немного ослабить гайки?» — спросил он
Брежнева. «Нельзя, — ответил Генеральный секретарь, — иначе все
завалится».
Наши чиновники берут пример с Дементия Варламовича Брудастого
по прозвищу Органчик, в голове которого исполнялись лишь две пьесы:
«Не потерплю!» и «Разорю!». В этом сезоне от цензуры пострадали
фильмы, прославленные Каннами и Берлином. Запретили
«Искушение» («Бенедетта») классика Поля Верхувена —
фильм-участник основного конкурса Каннского кинофестиваля,
Нью-Йоркского международного кинофестиваля. Триумфатор «Берлинале»,
фильм, снятый румынским режиссером Раду Жуде, все же прорвался в
наш прокат… но в искалеченном виде. Для релиза, после указаний
Минкульта, пришлось изменить название и вырезать ряд сцен.
«Неудачный секс, или Сумасшедшее порно» превратился
в стыдливое «Безумное
кино для взрослых». А на откровенных эпизодах
появились траурные плашки.
«Неудачный секс, или Сумасшедшее порно». Кадр: kinopoisk.ru
Наконец, у власти дошли руки до платформ и онлайн-кинотеатров, до этого года живших свободной жизнью. Роскомнадзор выступил с идеей запрета нецензурной лексики в онлайн-кинотеатрах. Депутаты планируют воспретить однополую любовь в фильмах и сериалах. Про разнообразные девиации и говорить нечего. У чиновников всегда было богатое воображение. Помнится, замечательный режиссер Эдуард Назаров рассказывал о своем режиссерском дебюте — мультфильме «Бегемотик», детское стихотворение Эммы Мошковской про бегемотика, который искал друзей.
«А почему актер Кваша так часто дышит? — вопрошали госкиношные дамы, насмотревшиеся запретной киноэротики, — а что значит — 7 раз в неделю?»
Отсутствие четких критериев в определении информации, «пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и девиации», дает возможность наказывать по усмотрению плодящихся наказывающих. Есть уже много пострадавших. Прежде всего, лучший сериал года «Пингвины моей мамы» Натальи Мещаниновой о стендаперах и одной дисфункциональной семье. При том, что самой прогрессивной, живой, связанной с реальной жизнью оказалась именно сериальная индустрия, разрастается новая «полка». Снятые сериалы, которые платформы не решаются выпустить. Продюсеры начинают «обстригать» замыслы авторов, дуя на воду. В новых российских сериалах опасно для их жизни показывать силовиков, священников и депутатов в недостаточно героическом образе, нетрадиционные отношения, наркотики, сцены насилия (здесь может пострадать даже возлюбленное начальниками героическое военное кино). Вновь востребован конфликт хорошего с прекрасным.
«Пингвины моей мамы». Кадр: kinopoisk.ru
Российский кинематограф и сериальная индустрия оказались в гетто,
за проволокой табу и запретов. И пространство внутри все время
сужается. Сюжет, казавшийся возможным год назад, становится
недопустимым в новом сезоне. Подобное случилось с сериалом
«Спойлер» Сергея
Минаева, ведущего провластных политических шоу на ТВ. Когда он
писал и снимал историю про губернаторские выборы, он отлично
понимал, где была граница, но граница отъезжает быстрее
кинопроизводства, даже Елене Исинбаевой в прыжке с шестом ее не
перепрыгнуть.
Лариса Малюкова,
обозреватель
«Новой»
|
</> |