20 июня (03 июля) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)
filin-dimitry — 02.07.2024 Продолжение…Святитель Гурий Казанский, архиепископ, перенесение мощей
Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Он родился в подмосковном городке Радонеже в дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. В темнице узник писал небольшие книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим.
Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. В 1543 г. он был избран братией игуменом этой обители и управлял ею почти 9 лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию. Поддерживаемый святым Варсонофием (+ 1576, память 11 апреля), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.
В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти (+ 5 декабря 1563 года) принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. 4 октября 1595 года были обретены нетленные мощи святителей Гурия и Варсонофия. Митрополит Казанский святитель Ермоген (будущий Патриарх Московский и всея Руси, + 1613; память 12 мая) присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей. 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани.
Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+ 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+ 1576), произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае». Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.
В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».
В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; + 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям.
Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор города Казани совершено в 1630 году.
(Казанский Благовещенский собор)
Тропарь на перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского
глас 4
Яко крин благовонный,/ мироточивыя твоя мощи/ от вертограда Церкве Спасовы/ в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася,/ святителю Гурие,/ яко же бо дар честен,/ тя даровав Христос Пречистей Матери Своей,/ и исполнися храм Ея святый благоухания твоего,/ и возрадовася архиерейский престол,/ приемый тя, первоседателя своего./ Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники/ о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении,/ еже мы радостно празднующе, молим тя,/ угодниче Божий:/ моли Христа Бога/ подати душам нашим мир и велию милость.
Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского
глас 3
Добродетельного и благороднаго ради твоего жития,/ извел тя есть Прещедрый Бог/ на первопрестольство богоспасаемаго царства Казани/ и просветил есть учением твоим бесерменьстии языцы./ И многия, святителю Гурие, во избранное Христово стадо привел еси,/ и нищелюбием богоугодно пожил еси,/ и по преставлении твоем много лет сокровенное твое тело/ от недр земных на удивление явися,/ и благоуханнаго мира гроб наполнися приходящим с верою,/ взимающим миро от раки честньгх мощей твоих,/ всем источаеши исцеления,/ святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Гурия, архиепископа Казанского
глас 4
Чувственный страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ того ради от Бога нетлением почтен,/ чудесы твоими вся удивил еси./ Молим убо тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/ радуйся, отче предивный, граду Казани похвале и утверждение.
Ин кондак святителя Гурия, архиепископа Казанского
глас 6
Истине основание, и веры утверждение,/ и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия таинника Божия благодати.
Молитва святителю Гурию, Казанскому и Свияжскому чудотворцу
Святителю отче Гурие, предстоя священной раке многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Священномученики Аристоклий, пресвитер, Димитриан, диакон и мученик Афанасий, чтец
Святые мученики Аристоклий пресвитер, Димитриан и Афанасий пострадали за Христову веру в гонение императора Максимиана Галерия (305 – 311).
Пресвитер Аристоклий, уроженец кипрского города Тамаса, служил в соборной церкви. Во время гонения на христиан он устрашился мучений, ушел из города и скрывался в горной пещере. Однажды во время молитвы его облистал Свет, и он услышал повеление от Господа вернуться на остров Кипр и пострадать за Христа. Святой Аристоклий покорно отправился обратно и по пути посетил храм святого апостола Варнавы, где встретил диакона Димитриана и чтеца Афанасия и рассказал о видении. Святые Димитриан и Афанасий решили вместе с ним принять мученический венец.
Придя в город Саламин, все трое стали проповедовать народу о Господе Иисусе Христе, обличая безумие идолослужителей. Их схватили язычники, и правитель, увидев, что они непоколебимо веруют во Христа, приказал отсечь голову святому Аристоклию, а святых Димитриана и Афанасия сжечь. Но даже в огне мученики остались невредимыми, после этого им отрубили головы мечами. Кончина святых мучеников произошла около 306 года.
Святитель Левкий Александрийский, епископ
Святитель Левкий Исповедник родился в городе Александрии от благочестивых родителей Евдикия и Евфросинии, которые дали сыну имя Евтропий. Мать умерла, когда отроку было 11 лет, а отец принял монашеский постриг в монастыре святого Ермия и взял сына с собой в обитель. Мальчик воспитывался под духовным руководством игумена Никиты и опытных монастырских старцев. Он оказался очень способным, прекрасно изучил Священное Писание. Евтропий рос тихим, кротким и послушливым отроком. Когда ему исполнилось 18 лет, скончался игумен Никита. Братия монастыря единогласно избрала игуменом Евтропия, хотя он еще не был пострижен в иночество. Считая себя недостойным руководить кем бы то ни было, Евтропий отказался. Семь лет монастырь святого Ермия оставался без настоятеля. За эти годы Евтропий, подвизаясь в монашеских подвигах, достиг высокой степени духовной жизни. Однажды Евдикий вместе с двадцатипятилетним сыном святым Евтропием отправился на праздник Успения Божией Матери в почитавшуюся всеми церковь Успения в окрестностях города Александрии. На праздновании присутствовал Еллий, епископ Елиопольский, со своим клиром. Одновременно он посетил монастырь, которым управлял игумен Феодор. В том же монастыре остановились и отец с сыном. Ночью Евдикию было откровение о его скорой кончине и о том, что его сын будет епископом и просветит светом Христовой веры город и землю Врунтисиопольскую в Италии. В этом видении Евтропию было предсказано новое имя – Левкий, означающее «Прииде на него Дух Господень». В день праздника в церкви Божией Матери епископ Еллий услышал глас с Неба, благословивший Левкия на архипастырский подвиг, и приказал архидиакону спросить молящихся, кто носит это имя. Потом с любовью благословил святого Левкия и его отца.
Иноки Ермиева монастыря настоятельно просили епископа поставить святого Левкия игуменом обители. Хотя подвижник, по смирению считая себя недостойным, отказывался, но, подчиняясь епископу, был рукоположен в священный сан и поставлен игуменом.
С этого времени святой Левкий усилил подвиги, и ему была дарована от Бога благодать чудотворений и изгнания бесов. Однажды бес, приняв образ огромного змия, умертвил многих в ближайшем селении. Святой подвижник поспешил прийти на помощь жителям и освободил их от власти диавола. Видя это, около трех тысяч язычников той местности приняли Крещение.
В это время мученически скончался Александрийский епископ Филипп, и святой Левкий был избран на его место. Видя, что святитель Левкий обращает в христианство многих язычников, епарх Сатурнин решил его убить. Желая защитить своего архипастыря, некоторые христиане хотели убить епарха. Узнав об этом, святитель запретил им причинять зло епарху. Святитель Левкий объявил пастве, что Господь повелевает ему идти в языческую страну и просветить светом христианской веры город Врунтисиополь и окрестную страну. Святой архипастырь поставил вместо себя достойного епископа, взял с собой диаконов Евсевия, Дионисия и пять учеников и поспешил на корабль, отплывавший в Италию. По дороге к нему присоединились пресвитеры Леон и Савин, а на пути в город Врунтисиополь он встретил трибуна Армалеона с 67-ю воинами, которых обратил в христианство. В городе он стал проповедовать народу об Иисусе Христе. Начальник города, Антиох, узнав, что трибун Армалеон обратился к вере во Христа, вызвал его и долго расспрашивал об учении христиан. Узнав о святителе Левкий, правитель захотел видеть его. При встрече правитель сказал: «Если хочешь, чтобы мы уверовали в проповедуемого тобою Бога, умоли Его послать на нашу землю дождь, которого мы не видели уже два года». Святой, созвав клир и всех новокрещенных христиан, совершил усердное моление, после которого пролился обильный дождь, напоивший иссохшую землю. Видя чудо, Антиох и весь город Врунтисиополь (27 000 человек) приняли святое Крещение. В память об этом событии в городе была построена церковь в честь Божией Матери, а на том месте, где был крещен народ, – другая, во имя святого Иоанна Крестителя,
Вскоре святитель заболел, в откровении ему было предсказано, что болезнь смертельна. Призвав своего духовного сына Антиоха святитель Левкий завещал похоронить себя на том месте, где пристал привезший его из Александрии корабль. Антиох исполнил завещание архипастыря и поставил на этом месте церковь во имя святого Левкия. В нее были перенесены мощи усопшего святителя, от которых стали совершаться многочисленные чудотворения.
Праведный Николай Кавасила
Два солунских святых из XIV века носили имя Кавасилы. Старший Нил, дядя Николая, по общепринятому мнению, управлял Солунской паствой до 1340 года, при Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335 – 1340 гг. Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Впоследствии он принимает активное участие в политической и церковной жизни империи и упоминается в должности сакеллария Константинопольской Церкви.
При гражданских беспокойствах, вызванных движением зилотов, мы встречаем Николая Кавасилу (греч. Νικόλαος Καβάσιλας) на стороне Палеологов и военачальника Сигриана.
Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить его отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать благоприятствовавшей ему партии, посольство в 1346 году отправилось к сыну его Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, эти самые сношения приобрели Николаю благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям. Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.
Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным.
Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монашеского пострига, призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея (Cantac. hist. lib. IV. Vol. III. P. 275). Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были Кавасила и еще двое: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. При сем случае Кантакузин называет Кавасилу мирянином; а это дает понять, что он пользовался большим уважением, если предлагали его прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.
Около этого времени Николаю Кавасиле, как приверженцу исихастского учения, пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. Рассказ о встрече Никифора и Кавасилы и сущность их спора изложены у Никифора (L. XXI. XXII. 4).
На созванном в 1351 г. Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником Православия и строгой аскетической жизни.
Один краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. К самым ранним его произведениям относится отрывок из комментарий его на Птоломея; ко времени занятий его делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «О росте против ростовщиков», книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных. Из них можно указать слова: на Страсти Христовы, на Вознесение, на великомученика Димитрия, на св. Феодору Чудотворицу, на трех вселенских святителей. Из богословских произведений его известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма.
Более известным творением Николая Кавасилы служит его «Изъяснение Божественной литургии», которое имел в виду истолкователь литургии Симеон Солунский.
Выдающийся христианский писатель и богослов святой праведный Николай Кавасила был канонизирован Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года.
Преподобный Наум Охридский, равноапостольный
Память 20 июня, 23 декабря на преставление, в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых
Ученик святых Кирилла и Мефодия и сотрудник святителя Климента Охридского. Вместе со святителем Климентом они были прозваны "новыми Моисеем и Аароном". В Германии их схватили и заключили в тюрьму, но по Божиему мановению темница потряслась, цепи спали с узников и они свободно покинули место своего заключения.
Впоследствии, когда Климент нёс святительские труды в Охриде, святой Наум выстроил Архангельский монастырь на южном берегу Охридского озера, который на века стал источником крепости и прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык.
Святой Наум преставился 23 декабря 910 года и был погребён в устроенном им монастыре. От мощей святого Наума доныне совершаются чудеса.
Тропарь Кириллу, Мефодию, Клименту, еп. Охридскому, Науму, Савве, Горазду и Ангеляру (Болг.)
Венцы хваления увенчаим седмочисленники славныя, / Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою / и Горазда со Ангеларием, / яко светила возсиявшия / и Триединаго Бога нам благовестившия, / столпы незыблемыя Церкве Болгарския / и богодухновенныя поборники слова нашего, / бесовское идолом поклонение упразднившия / и Христу Богу молящияся, / Церковь нашу утвердити / и душам нашим даровати / мир и велию милость.
Икона Богородицы Моденская (Косинская)
Названа Косинской по месту нахождения – село Косино Московского уезда (ныне район Косино г. Москвы). По преданию, икона в 1717 году привезена в Россию графом Борисом Петровичем Шереметьевым из итальянского города Модены (отсюда второе название иконы). В церковь села Косина пожертвована императором Петром I. Когда Измайловский пруд и Яуза стали тесны для флотилии, на которой отрок Пётр обучался морской службе, то он перенёс свою флотилию на Белое озеро в Косино.
Благодарный за первую науку, Пётр Великий не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил Косинской церкви драгоценный дар – Моденскую икону Божией Матери. Зафиксировано множество случаев помощи Пресвятой Богородицы через Её икону Косинскую (Моденскую).
В 1920 году с Косинской иконы БогоМатери были сняты серебряная риза с драгоценными камнями. В 1940 году косинские храмы были закрыты, церковная утварь разворована и уничтожена, чудотворная Косинская икона конфискована государством и передана в музей религии и атеизма, бывший сначала в Москве, затем в Ленинграде. После Великой Отечественной войны икона было переведена в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, расположенного на территории Спасо-Андронникова монастыря в Москве.
В 1991 году Косинская икона Божией Матери возвращена Церкви. В настоящее время находится в Свято-Успенском храме в Косине (метро «Выхино») Здесь зафиксировано немало случаев помощи Божией Матери женщинам, страдающим бесплодием, после молитв перед Её иконой Косинская.
Ежегодно прихожане Успенского храма в Косине совершают с Косинской чудотворной иконой Богородицы крестный ход на Святое озеро. По преданию, озеро образовалось в древние времена на месте, где стояла церковь. Кроме дня официального празднования Косинской иконе, 3 июля, существует местночтимый праздник – 1-е воскресенье после Вознесения Господня.
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Косинская» (Моденская)
О Премилостивая и Пречудная Света Умнаго Царице! Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая. Благодарим Тя о всех благодеяниях Твоих, яже благоволила еси явити нам преславным принесением чудотворныя Твоея иконы. Кое благохваление пришествию Твоему сотворим, недоумеваем, точию удивляемся, величающе Твое милосердие, еже на нас показала еси. Темже мы, грешнии, со страхом и радостию припадающе к цельбоносней иконе Твоей, благодарственно вопием Ти: О Всесильная рода нашего Помощнице! Услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою; се бо, на Пречистый образ Твой взирая, яко живей Ти с нами Сущей, молим Тя усердно: не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения, даруй нам вся потре6ная к животу и благочестию, избави нас от скорбей, бед и всяких болезней, наипаче же от смертоносныя язвы и пагубы, от навета злых человек и всякаго обстояния. Соблюдай и спасай нас благодатию Своею, Владычице, от тлетворных учений неверия и суеверия, от лукавых совращений. Сохрани нас и Отечество наше от всяких крамол, нестроений и злых развращений, врагами веры православной воздвизаемых. Сподоби же нас, Всеблагая Заступнице наша, благочестно житие сие земное совершити, христианскую безболезненную, не постыдную, мирную кончину получити и Небеснаго Царствия наследовати. Да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.