рейтинг блогов

1994 год. Рейс в Моздок | Один курсант из БЛУГА

топ 100 блогов denokan27.05.2023 1994 год. Рейс в Моздок | Один курсант из БЛУГА

Начало декабря 1994 года. Место временного базирования нашего самолета Ил-76 – маповский аэродром Ермолино, проживания экипажей – город Обнинск, гостиница «Радуга». После очередного коммерческого рейса на восток нашей необъятной Родины мой экипаж наслаждается межполётным отдыхом в ожидании следующих героических взлётов и посадок…

Начиналось утро четвертого по календарю декабрьского дня, когда в моём командирском номере трелью заголосил телефон – это был звонок от Виктора Николаевича Решетникова, правой руки директора «Полюса» Задирова Петра Ивановича и по совместительству нашего куратора, организатора и «кормильца», заведовавшего денежными расчётами с экипажами.

- Товарищ командир, поступила заявка на пару рейсов из Внуково в Моздок. Вам необходимо перелететь во Внуково под загрузку, характер груза – канцелярское и прочее штабное оборудование для Штаба в Моздоке. Сопровождение по военной линии, заинтересованные люди и груз будут в аэропорту к вечеру, заявка на полёт согласована с военным сектором, для связи с ними телефон...

Выслушал поток информации до конца. Ответить мне пришлось соответственно характеру задачи в свете новых обстоятельств:

- Цель вижу, атакую, товарищ командир!

Благо карты с вечера лежали правильно, как и члены моего экипажа, включая техсостав. Искать никого не пришлось, поэтому процесс быстро запустился и пошёл по уже смазанным рельсам. Бригада техников уехала на аэродром для подготовки самолёта, немного погодя и мы поспешили за ними.

-------------------------------------------------------------

От автора "Небесных историй"

Друзья! Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл, настоятельно рекомендую начинать знакомство с предыдущих рассказов, прежде чем читать новые публикации:

Ссылка на самую первую часть

Ссылка на предыдущую часть
-------------------------------------------------------------


Между аэропортами Ермолино и Внуково чуть меньше локтя по карте, километров шестьдесят по прямой. Сразу после взлёта с курсом 132 отвернули влево на Каменку и далее под руководством уже диспетчера «Круга» аэропорта Внуково вошли в район третьего разворота на полосу 014 и приземлились. Полет занял минут десять, а самое интересное началось после посадки: нас долго гоняли по рулёжкам, чтобы поставить на удобную стоянку подальше от взоров любопытствующего люда.

На горизонте маячила первая Чеченская… нет, не война, конечно же, а КТО – контр-террористическая операция. Ну а нам, получается, была поручена весьма ответственная работа: привезти оборудование и канцелярщину для обустройства некоего Штаба.

Московские декабрьские дни короткие, посему организационные работы по обеспечению вылета, запланированного на следующий день – заправка, загрузка, размещение – проходили уже по темноте и ночью. Кажется, тогда мне впервые пришлось переночевать во Внуковской гостинице – в той, что в аэропорту. Была она и для пассажиров, и для экипажей. Забегая вперёд – в 2005 году я начал работать на Ту-154 во «Владивосток-Авиа», наши экипажи селили там же на седьмом этаже, а летом передислоцировали в Валуево, старинную усадьбу дореволюционных времён – разумеется, отреставрированную.

Ну а тогда в декабре 2004 мы чуть было не обанкротили авиакомпанию «Полюс», когда по незнанию (люди мы не местные!) второй пилот Булик Алексей Макарович и прикомандированный на рейс представитель компании (он же носитель «кошелька») Раихин Вячеслав Николаевич попали в цех бортового питания, обслуживающего международные рейсы, вместо цеха рангом пониже, обеспечивавшего касалетками рейсы внутренние.

Зачем они туда зашли? Отвечу: купить бортовое питание для экипажа нашего Илюши в оба конца. Девять бравых мужчин – восемнадцать порций. Меню поставляемых на заграничные рейсы кэтерингов было солидным, поэтому и выставленный нашей делегации ценник был соответствующим – порядка 2000 американских рублей в родном эквиваленте.

Купили, в рейсе по достоинству оценили - было вкусно. Но дорого. За промашку с цехами пришлось чуть позже мне «стойку смирно» держать, как командиру, недостаточно хорошо воспитавшему экипаж, но в итоге всё сочли досадным недоразумением и простили. Возможно, рейс по военной линии и для военных оплачивался по высшей категории бюджетных трат, поэтому банкротства «Полюс» избежал (шутка юмора, кончено же).

Такие вот курьёзы случаются в рабочей рутине экипажей вдали от баз постоянного базирования.

Загрузили нам около четырнадцати тонн груза, керосину налили в оба конца. Вылет назначен был на утро пятого декабря… Или шестого? За давностью событий таких подробностей уже и не помню, да это и не важно.

Полёт выполнялся по линии военных, но, к удивлению нашему, пресловутое «добро», которое для настоящих военлётов порой бывает долгим и томительно ожидаемым, для нашего «пиджачного» рейса оказалось быстрым и чётким, как отдание чести при ответе «есть!», сопровождаемое стуком начищенных каблуков друг о дружку.

В том декабрьском воздухе уже пахло грозой…

Как я помнил по военным фильмам советских времен, любая операция начинается в полевом штабе со штурма мозгов полководцев, в блеклом свете лампочки свисающей с потолка склонившихся над картой района боевых действий. Возможно, штабу не хватало лампочек, что и определило столь быстрое прохождение разрешения на полёт со стороны командного военного центра. Без нас КТО тормозилась.

Прибыли на самолёт. В рабочем порядке, как полагается, осмотрел вместе со вторым пилотом вверенную матчасть, получил доклад бортинженера о её готовности к полету. Соответствующий доклад получил от старшего бортоператора о готовности грузовой кабины. Самолет к вылету готов.

Разумеется, были при этом грузе сопровождающие из числа военных – не помню в каком количестве, но их старший, неприметный коренастый усатый мужичок в полевом бушлате, подошёл ко мне и, протянув руку, коротко представился:

- Цаголов.

В тот момент озвученная вслух фамилия мне ни о чём не сказала, ибо для «пиджака», далёкого от армии и знания своих командиров по званию и в лицо, тем более, что на мужичке была военная куртка без знаков различия, все военные на одно лицо. А уж кто там они, в каком звании и какой фамилии – дело десятое.

На магазине вывеска «Продукты» - знаю, что там можно купить съестное на выбор, не особо утруждаясь производителем. Прощу прощения, возможно сравнение не очень удачное.

А вот позже я узнал, что пожимал руку человеку, называемого в Южной Осетии не иначе как легендарным.

1994 год. Рейс в Моздок | Один курсант из БЛУГА

Отрывок из статьи «Генерал со стожильной волей»

«Есть люди, чьи судьбы — как росчерки метеоров на ночном небосклоне: ярки и обжигающи! Именно такой была судьба генерал-майора Кима Македоновича Цаголова. В Афганистане его имя стало легендарным…
Еще в годы преподавания в академии Ким выучил языки дари и фарси, и именно это знание определило его дальнейшую судьбу — службу в военной разведке. Будучи старшим военным советником, он проводил отчаянные по дерзости операции. Так, переодевшись дервишем и притворившись глухонемым, он смог пройти через районы, контролировавшиеся душманами, чтобы встретиться с одним из влиятельных полевых командиров, которому предложил провести тайные переговоры о переходе на сторону законной власти. И тот был просто поражен отчаянной смелостью этого «шурави». Вскоре он вместе со своим отрядом прекратил сопротивление и перешел на сторону республики. Потом Цаголов не раз повторял этот смертельно опасный прием. Искал тех, кто устал от войны, кто хотел прекращения кровопролития, и вступал с ними в переговоры. Одиннадцать отрядов и групп перевел он на сторону Демократической Республики Афганистан. Сколько жизней по обе стороны фронта спасла эта его миротворческая работа!..

Так он прослужил почти пять лет до самого вывода войск, хотя отправляли его туда в командировку лишь на полгода…

Казалось бы, после таких успехов карьера должна была ракетой взлететь в зенит, но после подробного рапорта по итогам своей долгой командировки, в котором он жестко и нелицеприятно разобрал все недостатки нашей военной кампании в Афганистане, его под предлогом достижения предельного возраста службы просто уволили в запас!..

Удар он пережил достойно, гордо и мудро. Вернулся в родную Осетию в те времена, когда Кавказ занимался пожаром. Резко обострилась обстановка в Южной Осетии, прорвавшиеся к власти в Грузии звиадисты решили устроить этническую чистку. Начались столкновения.

Кима Цаголова направили в новую горячую точку. В 90-е годы он был заместителем министра России по делам национальностей, Советником Президента РСО-А… И снова его главное дело — миротворчество. Наверное, никто не сделал так много для восстановления мира здесь, как Ким Македонович. Он дожил до светлого и радостного дня, когда Южная Осетия получила, наконец, независимость. Это был один из самых счастливых дней в его долгой жизни…»


Мне вообще везло на личностей в то время. Может, от того, что время перемен требовало своих героев, как положительных так и отрицательных и они были на виду? С пиететом вспоминаю такие встречи, пусть даже это было мимолетное, как в этом случае, знакомство.

Уже на перроне Моздока, когда мы отошли от самолета для короткого перекура во время разгрузки Ким Македонович рассказал, зачем здесь появился. В ту пору он был советником по делам национальностей, и его афганский опыт оказался востребован. На мой вопрос: «Зачем всё это?» (я имел в виду обстановку в Чечне) - из уст боевого генерала прозвучало личное и эмоциональное: «Да власть делят и деньги, а договориться не смогли…» Цитирую кратко и не дословно, но смысл в ответе был таким.

Собственно, повторил он сказанное когда-то Бисмарком: «Когда кончаются доводы, начинают говорить пушки».

Простите за отступление от повествования.


Прилетели в Моздок. Когда-то здесь базировались стратегические бомбардировщики Ту-95, но затем их перебазировали на другие военные аэродромы, освободив перрон под грузовые транспортники. Нашего Илюшу определили в ряд себе подобных, стоявших крылом в крыло под углом к перрону. Линейка однотипных красавцев выглядела внушительно, видно было, что неспроста они здесь, но любоваться не позволяла обстановка. Погода была «бякой» - хмурая низкая облачность, непрекращающаяся морось при температуре +5°С. На аэродроме царила оживленная и нервная атмосфера, все куда то ехали, что-то возили, перевозили. В эфире не умолкал сленг военной радиосвязи под управлением руководителя полетов, то и дело с громким ревом взлетали штурмовики Су-25 с бомбовой нагрузкой и уже без нее, разумеется, приземлялись. Взлетали и улетали куда-то за горизонт «вертушки» и тоже возвращались налегке. Было очевидно, что операция шла уже вовсю.

Антураж, в общем, был нерадостным. Пришло на ум: очень бы подошла музыка из кинофильма «Баллада о солдате» - лейтмотив тревоги и неизбежности…

Разгрузка нашего лайнера началась не сразу. Цаголов уехал решать какие-то возникшие проблемы, я со вторым пилотом потопал в КДП*, благо находился он где-то в полукилометре. Пока шли в сторону «скворечника» (так на сленге именовали КДП), заметили справа на траве взвод солдат. Судя по свежему полевому обмундированию и лицам, неиспорченным еще армейским «круглое носить, квадратное катать», то были срочники. Поздоровались, немного пообщались. Догадка подтвердилась – молодых парнишек доставили сюда на одном из Ил-76, теперь они ждут грузовик, чтобы погрузиться и ехать. Стоят уже более часа под моросящим изредка дождём при плюс пяти градусах…

| *Командно-диспетчерский пункт.

Грустно! Музыка из фильма в голове, гнетущая неопределённость и отцовская боль за этих ребят, ровесников моего старшего сына, некоторым (а может, и многим?) из которых был уготован билет в один конец – в вечность.

Впереди был новогодний штурм Грозного

Но о вечности ни мы, ни эти мальчишки, еще и не думали.

1994 год. Рейс в Моздок | Один курсант из БЛУГА
Подходящая фотография с сайта trip-for-the-soul.ru

Худо-бедно, но нам удалось вылететь из Моздока во Внуково. С задержкой от плана, правда, но что такое три часа по сравнению с вечностью? Так, мелочи жизни.

Назад летели пустыми, на борту помимо экипажа было три незаметных человека в гражданской одежде, которых подсадили военные. Возможно, под их пальто и плащами были и погоны – я не интересовался.

Ближе к полуночи прилетели во Внуково. Аэропорт уже засыпал после окончания вечерних вылетов, но вот для нас этот вечер перестал быть томным сразу после заруливания на стоянку. После открытия дверей в салон ворвалась группа захвата с командой «Всем стоять спиной! Ноги на ширине плеч! руки за голову!» Прям как в американском боевике – искали Рэмбу. Такого приема мы, разумеется, не ждали.

Когда я, как главный по самолёту, спустился вниз за разъяснением происходящего, первое что мне предъявили, было:

- Командир! Где вы садились по дороге из Моздока? Время вылета самолета (очевидно, по расписанию) не совпадает с временем прилёта!

Наши три незаметных «инкогнита», показали свои документы и слиняли так же тихо, как и пришли. Правда, их присутствие смягчило нашу участь, и после прояснения несуразности вопроса группа захвата, сейчас именуемая не иначе как «маски-шоу», смягчилась. Нам приказали расслабиться, но на всякий случай пройти с вещами на выход. Досмотрели багаж, обшарили карманы и отпустили.

Начиналась контроперация – надо же было на ком то отрабатывать правила и приёмы?

Понять, простить…

Второй рейс слетали без особенностей, но дух тревожности витал в небе Моздока и приземляться не думал.

Продолжение следует

Это интересно - "Две кнопки триммера. Авиаликбез"

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!


Друзья!
Мои книги "Небесные истории" доступны на сайте Ридеро, а также ЛитРес, Озон, Амазон, Wildberries, Bookmate и других ресурсах.

Ссылка на страничку автора на Ридеро - печатные и электронные книги
Ссылка на страничку автора на Литрес - электронные и аудио книги
Ссылка на страничку автора на Читай-Город - печатные книги

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Всем привет, меня зовут Вадим, мне 28 лет, я мультимедиа дизайнер из Крайстчерча, Новая Зеландия. Это мой первый пост в сообществе и в нем я расскажу о своём первом сентября 2012 года, опять-таки первом дне поездки на гору Руапеху на Северном острове ...
  26 июля граф Каподистриа, уполномоченный императора Александра в конференциях между министрами союзных государей, представил мемуар, в котором заявлялось, что целью союза было: освобождение Франции от Бонапарта и революционной системы; восстановление для нее внутренних и ...
Помню, мама очень любила актрису Юлию Борисову. И фильм "Посол Советского Союза" мы смотрели ни один раз. И нам обеим нравился в этом фильме один эпизод. Узнав, что король страны, в которой ей предстоит работать, хорошо вышивает, дипломат Кольцова-Борисова говорит:" Ваше Величество, ...
В конце первого дня с уроками я хотела только лежать лицом к стене и чтобы меня не трогали. И уволиться, ясен пень. Вынесла жтим мозг мужу и подруге, спасибо им огромное за поддержку, я бы себя уже прибила за такой поток ноющего сознания. Ещё через два дня я материлась на количество ...
...и они бомбят! Вышел нежданчик. Когда я публиковал карту (неполную!) сожжённых во время ВОВ белорусских деревень и предлагал