199 рублей за бутылку водки, или как Росалкогольрегулирование историю пишет
rovego — 03.12.2013 — Политика «Руси есть веселье питье, не можем без того быти». Говорил ли князь Владимир такие слова, правдивы ли они – еще не известно. А что мне теперь известно – так это прямая зависимость между успехами государственного строительства и тем, как люди пьют. Ведь пьют они, действительно, всегда, но вот стране с этого периодически бывает то беда, то выгода. Смотрите сами: все моменты установления контроля правительства над рынком алкоголя совпадают со взлетами России, а обе попытки введения сухого закона заканчиваются большим крахом.Конечно же, это неспроста. Денег вокруг алкоголя вертится много. Но вот почти любое его потребление – дело частное. Желание захмелеть или забыться в пьяном угаре – вне политики и идеологии. Поэтому система, преобразующая регулярную потребность выпить в регулярный доход государства – сложная, и не всякое общество может ее выстроить. И не всякий человек даже способен ее понять.
Почитайте книжку «Повседневная история кабака» называется. Очень дельная и толковая работа, наглядно показывает историю становления алкогольной культуры России.
Тот же самый князь Владимир, предложи ему кто-нибудь не собирать ежегодно полюдье с подвластных земель, а дать каким-то людям права на предоставление некоторой услуги для опосредованного получения прибыли, скорее всего, ничего бы не понял. А вот Иван Грозный понял, взял в свои руки торговлю водкой, установил на нее откуп, ввел таким образом первый на Руси косвенный налог и создал потрясающе мощный инструмент для объединения земель и людей. Сделав себя посредником в удовлетворении такой важной потребности. Одна страна, один народ, одна вера, одно «питие». Одна цена.
Невесело мне оттого, что этот инструмент сейчас ломают самым грубым образом. «Росалкогольрегулирование» опубликовало новый проект приказа о минимальных ценах на алкогольную продукцию. За таким безобидным словесным оборотом скрывается очередное повышение стоимости. А вместе со стоимостью уменьшается доступность для народа. Народ затягивал пояса и раньше. Затянет еще раз. И еще. А потом наступит странная тишина, за которой последует скрежет зубов: люди возьмутся за вилы.
Доступность не меняется плавно и постепенно. Это категория психологическая. МРЦ 125 рублей в 2012 году – символ (теперь уже) старого, доброго и потерянного. 170 рублей в 2013 – это затянутые пояса. 200 рублей – психологический рубеж, и не дай бог нам его перейти.
За прошедший год, после всех экспериментов с запретами на рекламу и продажу по часам, рынок алкоголя в России уже сократился на треть. В этом году, после введения новых акцизов и установления новой планки минимальной цены, рискует схлопнуться вовсе. Компании обанкротятся, производители уйдут в подполье, люди станут пить самогонную дрянь и травиться. А главное – имеющий вековую историю социальный механизм, работающий со времен создания централизованного государства в России, исчезнет. Поняв, что государство более не является посредником в удовлетворении столь важной потребности, люди могут распространить это понимание и на иные сферы жизни – не столь благоприятные для сильных мира сего.
Черный рынок станет шириться, государство перестанет получать доходы, люди потеряют ощущение своего единства с ним. Под угрозой окажется сама формула, породившая и современное налогообложение, и современный госаппарат. Повышая цены так, как это происходит сейчас, правительство выталкивает нас из области действия своих правил. А кому потом нужны будут эти правила без людей? Они умрут, и последним шагом будет логичное: опять поедет по Руси новый князь Владимир. Собирать полюдье…
|
</> |