1967. Первый советский робот
humus — 27.07.2024Олег Анатольевич Сокол родился 30 апреля 1933 года. Настоящая фамилия Садоха. Сын Анатолия Григорьевича с четырнадцати лет работал ассистентом, а затем и артистом в аттракционе отца. Мальчик рос в цирке, переезжал с родителями из города в город и все своё свободное время проводил на манеже, совершенствуя навыки акробатики, эквилибристики, жонглирования, джигитовки. Подростком Олег увлёкся романтикой моря, поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова, стал штурманом дальнего плавания. Двенадцать лет Олег бороздил моря и океаны, совершенствовал знания техники. И все же в любом городе непременно старался попасть в цирк или варьете, особенно на выступление иллюзионистов: "будет, о чем рассказать отцу…"
Судьбу не обманешь: в результате Олег вернулся в цирк уже с жизненным опытом, знанием техники, впечатлениями от посещения пятнадцати стран мира. Даже привычка к морской форме пригодилась — она помогла ему с особым достоинством и элегантностью носить фрак на манеже. Он принял от отца руководство иллюзионным аттракционом «Чудеса без Чудес» и продолжил удивлять зрителя, «взяв на службу» современную физику, радиотехнику и электронику, воплощая в жизнь уже свои, новые замыслы. Артист вызывал молнии, заставлял исчезать жидкость из стаканов, едва их подносишь ко рту, зажигал лампы дневного света без проводов (по тем временам – чудо!), заставлял чемодан летать и предлагал зрителям позвонить домой по плитке шоколада. И ведь дозванивались! На манеж также выходил и механический робот, способный аккуратно поднять бокал с вином, преподнести цветы, галантно поклониться и сделать несколько па вальса.
Олег Анатольевич работал с водой, светом, электричеством. Он недолгое время, но всё же пропускал через себя ток: в обуви у него были металлические пластины, и он мочил носок, чтобы был хороший контакт, иначе нога горела… На пальце руки у артиста был специальный наперсток. При помощи собственного тела, через которое проходил ток, он демонстрировал зрителям молнию размером до метра. Чудеса на манеже были результатом кропотливого ежедневного труда и непрестанной работы креативного разума современного мага, взявшего в партнеры саму науку.
Олег Анатольевич Сокол ушёл из жизни в 2001 году. Про него говорили – «сгорел на работе», добавляя – «в прямом смысле». Артист пропускал через себя ток, что, конечно, не шло на пользу сосудам. Он ушёл из жизни после второго инсульта, в Калининграде.
Похоронили его в Москве на Троекуровском кладбище по соседству с другими народными артистами. Бронзовый сокол, раскинувший крылья, охраняет его и там.
Безопасность пешеходов на дорогах во многом является частью регулирования дорожного движения. Итак, робот-регулировщик берет за руки двух детей, чтобы безопасно провести их через оживлённый перекрёсток. Оправившись от первоначального удивления, автомобилисты и пешеходы были удивлены, узнав, что робот, работающий в местном цирке, был поставлен на дежурство его владельцем Олегом Соколом.
03. Проверки на дорогах
04. На службе в цирке
06. Когда робот влюблён...
|
</> |