1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

топ 100 блогов cand_orel07.01.2024
1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

У-2 (с 1944 года По-2, Поликарпов-2) — советский многоцелевой биплан, созданный в 1927 году под руководством Н. Н. Поликарпова. 

Один из самых массовых самолётов в мире. Строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин. Переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Н. Н. Поликарпова. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Николай Николаевич Поликарпов (1892—1944) — русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Поликарпов является одним из основоположников советской школы русского самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолёты У-2 (По-2) и Р-5 были одними из лучших в своём классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка» и И-16 стали основой истребительной авиации СССР 1934—1941 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей». 


У нас в Орле есть сквер имени нашего земляка Поликарпова, как-то я писал о прогулке по Орлу к этому скверу...

Решил накануне полного исчезновения снега вспомнить зимние прогулку по Орлу.

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Как-то рассказывал о Сквере Танкистов в нашем городе, так вот продолжу от него в сторону Сквера Поликарпова. А вот как раз за кустами Сквера Танкистов начинается Московская улица, кусты кончаются — улица начинается...

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

В Орле за его почти 500-летнюю историю появились сотни наименований проспектов, площадей, набережных, улиц, переулков, проездов, шоссе. И за каждым из них скрывается своя история. С севера к городу вели две дороги — Московская и Болховская. Их продолжение в пределах города образовало улицы, получившие свои названия по этим дорогам.

Вдоль Московской улицы росли вековые дубы. Постройки постепенно вытесняли их. В XVIII веке за теперешним сквером Танкистов стояли прядильни, а там, где он сейчас находится, в XIX веке были купеческие лавки. Здесь торговали снедью и старьем. Для развлечения простого народа на Ильинке (так называлось это место) устраивались балаганы. Здесь же в начале 90-х годов давал свои спектакли народный театр, просуществовавший лишь несколько лет: местным властям не понравилось его демократическое направление.

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Это как раз Орловский техникум путей сообщения имени В.А. Лапочкина. Лапочкин Владислав Анатольевич родился 27 апреля 1974 года, уроженец г. Орла. Находясь в очередной командировке и выполняя служебно-боевые задачи по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской республики, 16 октября 2003 г. старший прапорщик милиции Лапочкин В.А., совместно с сотрудниками ОМОН при УВД Орловской области, ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области выдвинулись на улицу Ашхабадскую н.п. Черноречье, с целью проверки оперативной информации о находящемся там схроне боеприпасов и оружия. На перекрестке ул. Ашхабадской Лапочкин В.А. первым обнаружил на обочине дороги небольшую насыпь земли и щебня и незамедлительно сообщил остальным сотрудникам, чтобы они укрылись за расположенным поблизости зданием. В этот момент произошло срабатывание неустановленного взрывного устройства, в результате чего Лапочкин В.А. получил ранение головы, множественные ранения конечностей не совместимые с жизнью. Благодаря своевременным, самоотверженным и профессиональным действиям Лапочкина В.А. были спасены жизни четырем сотрудникам милиции.

О подвиге В.А. Лапочкина напоминает мемориальная доска на здании. Так же имеется доска, что в этом здании в 1918 году в здании располагался Орловский Губернский Комитет большевиков. 

Практически напротив тоже примечательное здание.

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Нет — не "Пятерочка". Здание, конечно, реставрировано, но соответствует историческому облику. А был здесь Черниговский 17-й гусарский полк,  сформированный в 1896 г., причём ему пожалованы штандарт и 7 серебряных труб бывшего Черниговского конно-егерского полка, с надписью: «За отличие против неприятеля у Кацбаха 14 августа 1813 г.» 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

16 сентября 1896 года Высочайшим приказом Императора Николая II был сформирован 51-й драгунский Черниговский полк в составе 6-ти эскадронов из эскадронов, выделенных по одному из драгунских полков: Елисаветградского, Александрийского, Белорусского, Нарвского, Переяславского и Северского. Местом квартирования новому полку был назначен город Орёл. 1 апреля 1898 года полку было присвоено старшинство бывшего Черниговского конно-егерского полка. Одновременно из 6-го драгунского Глуховского полка переданы: Георгиевский штандарт и ещё 6 Георгиевских серебряных труб Черниговского конно-егерского полка. С 19 августа 1898 года именовался 51-м драгунским Черниговским Её Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны полком. 

6 декабря 1907 года переименован в 17-й гусарский Черниговский Её Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны полк. 3 сентября 1911 года переименован 17-й гусарский Черниговский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича полк.

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Из полка, ушедшего с фронта Первой мировой войны в конце 1917 г., выделилась значительная часть гусар, постановивших продолжать драться с немцами. Этот отряд отступал к Нарве, по дороге оказывая сопротивление врагу. В честь этих боев отряд получил наименование Нарвского красногусарского полка. Он особо отличился во время летнего наступления 1919 г. на Восточном фронте. В марте 1919 г. Нарвский партизанский кавалерийский красногусарский отряд был выведен в город Глазов для пополнения и переформирования. Здесь в его состав были переданы эскадроны Тейковского и Замоскворецкого кавалерийских полков. 1 апреля 1919 г. вновь созданная часть получила наименование полка Красных гусар(55-й Красногусарский полк). 

В Гражданскую войну весной—летом 1918 года кадр полка вошёл в состав 1-го конного генерала Алексеева полка Добровольческой армии. 22 марта 1919 года был сформирован Черниговский гусарский дивизион. С 1 августа 1919 года Черниговский дивизион включен в состав Сводно-гусарского полка 1-й кавалерийской дивизии. К концу 1919 года Черниговцы составляли уже 4 эскадрона и пулемётную команду и должны были полностью восстановить полк, но тяжёлые бои и большие потери привели к тому, что в апреле 1920 года составляли один пеший эскадрон совместно с изюмцами в составе 3-го кавалерийского полка. В Галлиполи черниговцы составляли отдельный эскадрон 2 конного полка. В эмиграции было образовано полковое объединение. 

Есть еще при данном памятнике бюст флигель-адъютанта полковника Великого князя Михаила Александровича Романова, командовавшего полком с 07.06.1909 по 03.09.1911.

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Великий князь Михаил Александрович (22 ноября [4 декабря] 1878, Аничков дворец, Санкт-Петербург — 13 июня 1918 года, близ Перми) — четвёртый сын Александра III, младший брат Николая II; российский военачальник, генерал-лейтенант (1916), генерал-адъютант; член Государственного совета (1901—1917). 

Рядом же — Бюджетное учреждение культуры Орловской области «Библиотека им. М. М. Пришвина» («Пришвинка») — детская библиотека в городе Орле. Является культурно-досуговым детским центром г. Орла, методический центр для всех детских библиотек Орловской области. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Основана 28 сентября 1970 года по решению Орловского областного Совета народных депутатов, открыла свои двери 29 октября 1973 года. С тех самых пор адрес главной детской библиотеки Орловской области неизменен: город Орёл, улица Московская, 28. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

С 1973 года в течение последующих тридцати лет библиотеку возглавляла заслуженный работник культуры РФ, кавалер ордена Дружбы народов Евгения Семёновна Шестопалова. С 2004 года директором библиотеки является Ирина Александровна Никашкина. 2 сентября 1981 года решением Совета министров РСФСР библиотеке было присвоено имя писателя-земляка Михаила Михайловича Пришвина. В 1973 году в библиотеке было 1895 читателей, через двадцать лет — в 1993 году их насчитывалось уже 10500, а в 2004 году — 12699.

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Движемся дальше до перекрестка и поворота на мост.

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Это, собственно, улица Герцена... Александр Иванович Герцен (25 марта [6 апреля] 1812, Москва, Российская империя — 9 [21] января 1870, Париж, Франция) — русский публицист-революционер, писатель, педагог, философ. Принадлежал к числу крайне левых политиков и критиков монархического устройства в России, выступая за социалистические преобразования, добиваться которых предлагал путём революционных восстаний. Издатель революционного еженедельника «Колокол» (1857—1867 гг.). Будучи в эмиграции, открыто поддержал польское восстание 1863 года, с чем было связано разочарование в «Колоколе» многих русских интеллектуалов. Упадку интереса к социальной критике «Колокола» также способствовала крестьянская реформа в России. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

И мы уже собственно приближаемся к скверу Поликарпова. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Николай Николаевич Поликарпов (1892—1944) — русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Поликарпов является одним из основоположников советской школы русского самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолёты У-2 (По-2) и Р-5 были одними из лучших в своём классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка» и И-16 стали основой истребительной авиации СССР 1934—1941 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей». 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Родился 28 мая (9 июня) 1892 года на выселках Поповка (где находились церковь и дом священника) близ села Георгиевское (ныне Калинино, Ливенский район, Орловская область) в семье сельского священника Николая Петровича Поликарпова (1867—1938). 

Дата рождения долгое время вызывала большие вопросы, так как в различных источниках давалась то как 8 июня (н.ст) (например, на могильном памятнике), то как 8 июля (н.ст.) 1892 г. Сам Н. Н. Поликарпов дате рождения уделял мало внимания — в его анкетах разных лет можно встретить различные даты. Возможно это связано с тем, что в семье было принято отмечать не день рождения, а именины. Лишь в 1980-е годы в Орловском областном архиве в фонде бывшей Орловской духовной семинарии было найдено метрическое свидетельство Н. Н. Поликарпова. В нём значилось: «тысяча восемьсот девяносто второго года, мая двадцать восьмого рожден, а двадцать девятого крещен Николай; родители его села Георгиевского что на Сосне священник Николай Петров Поликарпов и законная жена его Александра Сергиева, оба православные». Фотокопия данного свидетельства была опубликована в книге-альбоме к 110-й годовщине со дня рождения авиаконструктора.

Там же опубликовано свидетельство, выданное Н. Н. Поликарпову в Орловской духовной семинарии перед сдачей им экстерном экзаменов за курс классической гимназии. В нем говорилось: «Воспитанник Орловской Духовной Семинарии 5 класса Николай Поликарпов сын священника села Георгиевского на Сосне, Ливенского уезда, Орловской губернии Николая Поликарпова родившийся в двадцать восьмой день мая месяца тысяча восемьсот девяносто второго (1892) года…», что согласуется с данными метрического свидетельства. Уточнённая дата рождения биографами Н. Н. Поликарпова непосредственно до редакции Большой советской (впоследствии российской) энциклопедии не доводилась. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Отец происходил из рода потомственных священнослужителей. Кроме церковного служения преподавал в ряде школ Ливенского уезда; в феврале 1914 году, «в награду особо усердного исполнения в течение двадцати пяти лет обязанностей по обучению в народных школах», он был удостоен ордена Св. Анны 3-й степени. В 1888 году Николай Петрович женился на дочери состоятельного священника Александре Сергеевне Аракиной (умерла от тифа в 1920 году), мать которой, Мария Борисовна, в девичестве Преображенская (1837—1892), в свои ранние годы жила в Спасском-Лутовиново — имении писателя Ивана Сергеевича Тургенева; её отец, дьякон Борис Преображенский, как считают некоторые исследователи, мог послужить прототипом Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети». С июня 1890 года Николай Петрович Поликарпов стал служить в церкви села Георгиевское Ливенского уезда. Он неоднократно избирался депутатом на съезды духовенства. С 1902 года — благочинный в округе, в 1913 году был переведён в Орёл, где председательствовал Комитетом по управлению свечным заводом, был членом епархиального совета. Много внимания уделял помощи бедным, сиротам, погорельцам, во время Русско-японской и Первой мировой войн жертвовал средства на нужды общества Красного Креста и в помощь раненым. В 1920 году после смерти жены примкнул к движению обновленчества, 1923 году был рукоположен в епископа Клинского, викария Московской епархии, с 1926 года — епископ Брянский. В 1927 году возведён в сан архиепископа. С 1928 по 1937 годы был архиепископом Ахтырским, Тверским, Могилевским, Тульчинским; с 22 июля 1936 года — архиепископ Винницкий. С 14 декабря 1937 года был уволен за штат по возрасту. Умер по дороге домой, в январе 1938 года, раздав всё имущество и деньги. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Николай Поликарпов с детства отличался хорошей памятью, любил строить, рисовать, в 5 лет самостоятельно научился читать. В девятилетнем возрасте его отдали в Ливенское духовное училище, которое он окончил в июне 1907 года «по первому разряду», получив право перевода в первый класс духовной семинарии без вступительных экзаменов. В Орловской духовной семинарии он также входил в число лучших учеников, однако, не помышляя о духовной карьере, решил поступить в Петербургский политехнический институт. Решение было серьёзным, поскольку институт взимал высокую плату за обучение, кроме того, необходимо было оплатить пройденный курс духовной семинарии, где Поликарпов обучался бесплатно. Слушатели духовных семинарий в институт не принимались, и Николай Поликарпов сдал экстерном экзамены в 1-й Орловской гимназии. 22 июня 1911 года он подал прошение о зачислении его в число студентов. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Оценивая значение Пликарпова... С самолёта Р-1 выросла авиапромышленность СССР. Вплоть до 1930 года Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. В 1928 под руководством Поликарпова был создан учебно-тренировочный самолёт У-2, ставший впоследствии одним из самых массовых и долго эксплуатируемых самолётов мира. Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15 (1933), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938—1944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, ИТП, И-190, ТИС и другие. На самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты. Среди конструкторов и инженеров, работавших под его руководством — В. К. Таиров, Д. Л. Томашевич, А. И. Микоян, М. И. Гуревич, М. К. Янгель, А. В. Потопалов, Н. Г. Зырин, Н. З. Матюк, М. Р. Бисноват, В. П. Яценко. 

1928: первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Николая Поликарпова

Как-нибудь ещё погуляем по Орлу...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Воздушные вкуснейшие КУЛИЧИ на Пасху-2020 Достаточно простой рецепт очень вкуснейших куличей на Пасху. Пасхальный кулич, приготовленный по этому рецепту очаровывает вкус, получается воздушным и пышным! Тесто для этой пасхальной выпечки готовить и просто и легко! Кулич у всех ...
"Это из видеоматериала Apollo 15 NASA. Если бы вы занимались физикой в школе и не прогуливали уроки, то знали бы, что звук не может распространяться в вакууме. Тем не менее, в этом клипе мы слышим удары молотка астронавта. Пространство - это вакуум, где нет воздуха. Связь с ...
Cтраховщик предлагает купат гемель (из своих денег, работодатель никак не участвует). Его оплата - 0.7% от накопленного. Принцип вложения меня устраивает, вопрос, нормальная ли цена. И действительно ли невозможно работать напрямую с теми, у кого деньги реально будут ...
29 марта в Измайлово, на ручье, стекающем по трубе из Совхозного пруда. После дачи мы все вместе прибыли в Измайлово. 28-го мои ребятки немного покатались на самокатах. Им хорошо, мне не очень. На следующий день повезла их к прудам - зайцами. «На воды», гыы. Ибо по воде нашлепались по ...
В продолжение предыдущих постов ( Народ одобряет репрессии , Думаете, вас это не коснётся? ) из памяти выплыла характерная история, которая и вам, я надеюсь, понравится. Хотя это слово (понравится) здесь будет не очень уместно… Впрочем, я забегаю вперёд. Итак, дело было примерно 8 ...