1917

На фото: рабочий момент съёмок фильма «1917» (реж. Сэм Мендес, 2019 год).
Наконец посмотрел фильм «1917» британского режиссёра Сэма Мендеса. На 92-й церемонии вручения премии «Оскар» «1917» был представлен в куче номинаций. Взял статуэтку в номинациях «Лучшая операторская работа» (Роджер Дикинс); лучший звук (Марк Тейлор и Стюарт Уилсон) и «Лучшие визуальные эффекты» (Гийом Рошрон, Грег Батлер и Доминик Туи). Роджер Дикинс в самом деле снял очень красиво. Его операторская манера обусловлена тем фактом, что начинал он как оператор документальных фильмов. Но его очень-очень-очень длинный непрерывный кадр напоминает фильмы Бондарчука – не младшего, конечно, а Сергея Бондарчука, снявшего «Войну и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», в которых длинный непрерывный кадр создаёт просто невероятные эффекты. Наверняка Дикинс смотрел эти фильмы. Но по отзывам, многих фильм «1917» разочаровал. Некоторые даже вопрошали: «Что это вообще было?» А мне фильм очень понравился. А неприятие его некоторыми людьми, на мой взгляд, связано с тем, что «1917» неправильно позиционировался. Какой же это фильм про войну? Это фильм, снятый в совершенно другом жанре. И в этом жанре он снят блестяще.
На жанр фильма «1917» как бы намекают названия некоторых более ранних фильмов Сэма Мендеса: «Проклятый путь» (2002), «Дорога перемен» (2008), «В пути» (2009).
Да! Разумеется! «1917» – это классическое роуд-муви (road movie). И смотреть его нужно именно как роуд-муви – тогда полный кайф от просмотра гарантирован. Просто Сэм Мендес снял своё роуд-муви на фоне событий Первой мировой. Но это ровным счётом никак на сюжет фильма не влияет.

На фото: рабочий момент съёмок фильма «1917»
Совершенно свободно можно было этот же фильм снять на фоне событий Второй мировой, или Наполеоновских войн, или даже событий в Ираке в начале XXI века. Для роуд-муви фон не важен. Важны лишь локации, по которым перемещается герой и те приключения, которые с ним происходят в этих локациях.

На фото: Дин-Чарльз Чапман (слева) и Джордж Маккей (справа), сыгравшие, соответственно, младшего капрала Блейка и младшего капрала Скофилда.
Жанр роуд-муфи восходит к древнегреческому мифу и эпосу. Собственно, «Приключения Геракла» и «Одиссея» – это первые известные мировые роуд-муви. Жанр этот очень посто в сюжетном плане и даже хрестоматиен, но при этом даёт возможность автору пордждать множество увлекательных событий.
Любой роуд-муви начинается со стартового момента – герой вынужден отправиться в путешествие, причём чаще всего не по своей воле, а порой даже вопреки своей воли. Далее он попадает в первую угрожающую локацию, но в которой ничего примечательного с ним не происходит.

На фото: рабочий момент съёмок фильма «1917». Сэм Мендес поясняет актёрам суть следующего эпизода.
Затем герой перемещается в следующую локацию, затем в другую, и так далее, приближаясь к своей заветной цели. От локации к локации приключения становятся всё более опасными, герой может потерять своих спутников (они отстают или гибнут), встречает всё более опасных и страшных врагов (например, сперва это может быть крыса, потом снайпер, а затем целое немецкое подразделение, скрывающееся в развалинах города), знакомится с новыми друзьями (которые присутствуют с ним лишь в границах своей локации). Характерное отличие роуд-муви от других жанров – существование нескольких наборов второстепенных героев (друзей и врагов), которые действуют, как правило, только в границах своей локации, а при перемещении героя в другую локацию навсегда исчезают.

Кадр из фильма «1917».
Первоначально цель путешествия герою может быть безразлична, а то и вовсе неприятна. Но по мере перемещения от локации к локации, по мере того, как он выдерживает всё более опасные испытания, цель становится для него необычайно важной, а в самом финале она для него уже важнее собственной жизни. Он хочет достичь цели хотя бы даже ценой своей жизни.

Кадр из фильма «1917».
В стилистике роуд-муви снято огромное количество фильмов. Некоторые, как, например, «Трасса 60» (реж. Боб Гейл, 2002 год), сюжетно привязаны к дороге напрямую, а герой попадает в разные локации по мере продвижения по дороге (скажем, не отмеченной ни на одной карте трассе 60). Но некоторые «маскируются» под какой-то другой жанр. В СССР, кстати, тоже снимали роуд-муви, хотя, не исключено, режиссёры даже не отдавали себе в этом отчёта. Классическим роуд-муви, например, является фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате» (1959), который тоже снят на фоне событий Второй мировой войны. Можно ещё вспомнить советский фильм 1984 года «Парад планет» (реж. Вадим Абдрашитов), с некоторыми мистическими или фантасмагорическими нотками.

Кадр из фильма «1917»
Мистика – тоже один из атрибутов роуд-мови. Не то чтобы это обязательный атрибут, но очень часто в роуд-муви присутствует нечто не совсем обычное. В фильме «1917» чудес как таковых нет. Но локация «Ночной уничтоженный город» вся пронизана ожиданием чего-то потустороннего. Режиссёр не зря снял это в несколько нереальных декорациях и контрастном освещении с быстрыми переходами от почти полной темноты к слепящему контрастному свету сигнальных ракет. Хотя при этом всё происходит в рамках объективной реальности.

Кадр из фильма «1917»
Но вся эта локация – это, практически, классический сюжет героя, попавшего в Ад. Ночной город-ад, схватка с демонами, ужас героя, бегущего от демонов среди ярко освещённых руин на фоне абсолютно чёрного неба, встреча с женщиной с грудным ребёнком (аллюзия на Мадонну с младенцем), потом вновь столкновение с демонами и почти гибель, но спасение в очистительных водах бурного потока, из которого герой выходит духовно очищенным. Очень сильно задумано и снято.

Кадр из фильма «1917»
Разумеется, хотя это роуд-муви, но события его разворачиваются на фоне событий Первой мировой войны. Я когда-то писал заметки по поводу хорошего фильма про войну, в котором, в частности, были такие слова: «Первая мировая была войной позиционной. И в фильме про Первую мировую, наверное, важной была бы тема окопного сидения». Сэм Мендес словно руководствовался этим моим утверждением, создавая эпичные декорации своего фильма.

Кадр из фильма «1917»
Такого ужасного «окопного быта», который показан в фильме «1917», я не видел не в одном фильме про Первую мировую. Чудовищно-великолепны кадры гекатомб полуразложившихся трупов, по которым герои должны буквально ползи, отгоняя крыс. Снято так великолепно, что смрад почти ощущается, хотя, разумеется, это не более чем аберрация.

Кадр из фильма «Рядовой Писфул» (2012).
Джордж Маккей, возможно, так хорошо вжился в роль солдата Первой мировой ещё и потому, что он уже играл подобную роль в фильме «Рядовой Писфул» (2012). Впрочем, это не столь важно. В любом случае, фильм очень достойный. Но только смотреть его надо именно как роуд-муви, фильм-притчу, а никак не «фильм про войну». Хотя то, что связано с войной, в фильме показано тоже очень качественно. В общем, мои рекомендации.

|
</> |