16 сентября.

топ 100 блогов aret — 18.09.2024

Понедельник. Церкви.

Встала часов в 10, кажется. Сходили в кафе, пошли в город. Сначала сходили в собор Сан-Лоренцо, там рассматривали «кафедры страстей» работы позднего Донателло. Интересно пытаться понять сюжеты, а потом или параллельно читать в интернете про то, что задумывалось. Снаружи церковь выглядит просто: фасад необлицован, а внутри восхитительно, простор, серые колонны на светлом фоне, полет, простор и великолепие.

Потом в 2 шагах от цереви пообедали. Уже несколько дней мы пестовали идею сходить в аутентичную тратторию Сержо Гоцци. Располагается она практически на площади Сен-Лоренцо, работает 3 часа в день (да! Три!!!), с 12 до 15. Стоит все дешево, цены не повышали, наверное, лет 50, семейное заведение возрастом больше 100 лет. Нет бронирования ни через интернет, ни по телефону, только живая очередь и запись карандашом в листочек. Меню тоже не меняется примерно никогда. Впечатлений масса, и все они прекрасные. Мы пришли примерно в час, ждали очереди примерно минут 20. У них 2 зала и абсолютный, абсолютнейший фуллхауз. Работают очень быстро, кормят очень вкусно. Мы решили еще раз причаститься флорентийского стейка, вышло очень вкусно, совсем недорого и вообще чудесно. Интерьер можно разглядывать бесконечно. Десерт в меню один, и он великолепен. Причем его делают не в траттории, этот один десерт заказывают на стороне ;-) только бокалы для вина подкачали - они у них смешные маленькие, старомодные. Сейчас из таких нигде не пьют. Наелись, сыто и пьяно перекатываясь, пошли дальше к искусству.

В капеллу Медичи. Там мы уже были в прошлый приезд. Много Микеланджело, что герцоги М5дичи - это тоже его работа, поняли только дома. Смотрели Ночь, День, Рассвет, Закат, деву Марию. От имени Ночи Микеланджело написал эпиграмму,а Тютчев гениально перевел:

Молчи, прошу — не смей меня будить.
О, в этот век — преступный и постыдный.
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Отрадно спать, отрадней — камнем быть.

Про Рассвет Сережа сказал, что это я по утрам. Вот она-то мне больше всех и понравилась. И еще там ошеломительный малахитовый зал, просто головокружительной красоты и великолепия.

Дальше мы шли на другой берег, но по дороге у моста увидели еще церковь Санта-Тринита и немедленно зашли. Церковь небольшая, фасад - ну, немного скучноватый после великолепия перед этим. Послушала аудио, узнала легенду о чуваке, основавшем церковь. который не стал убивать.

Иоанн Гуальберт, сын флорентийского дворянина, жил около 1000 г. н.э. Его брат Уго был убит. Поклявшись отомстить за смерть своего брата, Иоанн оказался лицом к лицу с убийцей, но пощадил его. Иоанн, желая отблагодарить Бога за то, что он даровал ему силу прощать, приехал в базилику Сан-Миниато, где преклонил колени перед крестом. Фигура на кресте, в свою очередь, склонила голову в знак признательности за милосердный поступок Иоанна. Этот почитаемый крест был перенесен торжественной процессией из церкви Сан-Миниато-аль-Монте в базилику Санта-Тринита в 1637 г. А сам Иоанн основал орден вал-wait for it!-лом-бро-зи-ан.

В церкви картина Гирландайо «Поклонение пастухов» и фрески «История Франциска». Все очень ладненькое, красивое и позитивное, как уже привычно у Гирландайо. Франциск воскрешает девочку, Марии несут дары многочисленные донаторы в образе - ээээ - пастухов. Бычок и ослик - само очарование.

С моста замечательный вид на Понте Веккьо.

За мостом цеоковь Санта-Спирито, тоже проект Брунелески. Похожа по интерьеру на Сен-Лоренцо. Тоже необлицована. В отдельном зале выставлено распятие работы молодого (очень молодого) Микеланджело, это было неожиданно и интересно. Его долго и спорно аттрибутировали, но теперь сомнений нет, точно он. Мне кажется, видно, что мастер молодой: телу не хватает веса, фигура не висит на кресте на вывернутых руках, как уже Джотто научился рисовать, а как бы стоит на ступенечке. Голова зрелого человека, тело подростка. Но при этом и дуновение гения чувствуется. Удивительное умиротворение в лице, как будто все муки позади - и “into your hands I commend my spirit”.

Вазари об этом пишет так: «Для церкви Санто-Спирито во Флоренции он сделал деревянное Распятие, которое теперь стоит над полукругом главного алтаря, — так он хотел отблагодарить настоятеля, который позволил ему пользоваться помещением, где он часто вскрывал мертвые тела, изучая анатомию и закладывая тем самым основы совершенства в рисунке, которого он достиг потом». Это раннее произведение (Микеланджело тогда было семнадцать лет) считалось утраченным до 1962 года, когда оно было найдено. Христос изображен нагим, без повязки на бедрах, так как перед казнью воины поделили его одежду, о чем упоминается в Евангелии от Иоанна.

Еще в Санта-Спирито посмотрели «Мадонну с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи. Там такой неожиданно живенький Младенец, заинтересованный крестом Иоанна Крестителя, и Иоанн вроде даже играет с Иисусом. Не нашлось алтаря Барди Боттичелли, хотя мы очень искали (нашелся потом в Берлине ;-).

Устали, уже все начало сливаться в пестрое месиво имен и образов.

Но все же по дороге домой зашли в еще одну церковь - Оньисанти (всех святых). Перед ней красивая просторная площадь и изумительный вид на Арно и другой берег, тем более что мы пришли на закате. На площади скульптура Геракла с выразительным львом, которому невыразительный Геракл делает больно. 20 век, вроде. Церковь поменьше, не такой высокий потолок, который сделан выше за счет объемной росписи. Смешное: по центру потолка нарисован дивный балкон, который при этом потешно отъезжает в сторону, теряя пропорции, стоит сделать пару шагов от центра прохода. В церкви находится могила Боттичелли. Согласно легенде, Сандро Боттичелли завещал похоронить себя «в ногах» рано умершей красавицы Симонетты Веспуччи, в которую он был безнадёжно влюблён и которая послужила прообразом его знаменитых женских изображений, что и было исполнено через тридцать четыре года после её смерти. В боковом приделе церкви действительно «в ногах» гробницы Симонетты в пол вмонтирована круглая плита с памятной надписью, сообщающей, что здесь в 1510 году похоронен Алессандро Филипепи (настоящее имя художника). Фрески Гирландайо и Боттичелли расположены напротив друг друга. В 1480 году художники написали две фрески по сторонам нефа: справа — Боттичелли «Святой Августин в кабинете», слева — Гирландайо «Святой Иероним в кабинете». Августина и Иеронима часто изображают рядом, поскольку они много переписывались. Старец Гирландайо совершенно конфетный и лаковый, будто из журнала «Трамвай». А вот в работе Боттичелли скрыта пасхалка, которая, мне кажется, неплохо так выдает характер живописца ;-д.

Строки книги по геометрии над головой святого в целом бессмысленны, кроме одной, отмеченной кремтиком (!), которая гласит: Dov'è Frate Martino? È scappato. E dov'è andato? È fuor dalla Porta al Prato ("Где брат Мартин? Он вышел. А куда же он вышел? Он за Порта аль Прато"). Ворота Прато — памятник архитектуры, часть древней крепостной стены во Флоренции… в 5 минутах от церкви. Предполагается, что это то ли подслушанная сплетня о гулянках какого-то монаха, то ли что-то вроде ;-) Боттичелли рисовал, монахи рядом жили жизнь ;-) Это были незнакомые мне доселе гумилиаты - орден к 15 веку пришёл в упадок, в конце века гумилиаты насчитывали всего 90 общин и 170 монахов. И один из них очевидно тусовался за воротами Порто.

И помимо этого Боттичелли вместо Августина изобразил совсем другого человека - римского папу Сильвестра Второго ;-)

Дальше силы кончились совсем, и я очень захотела в «Старбакс». Карта показала 3 рядом, мы пошли искать его на, блин, вокзал, измученно искали-искали и не нашли. Нашли другой. И мне. Оказалось. Невкусно. Это было очень обидно. Вкус что ли изменился.

Потом было последнее яркое и прекрасное впечатление дня: актриса устроила маленький театр с марионеткой у баптистерия Дель Фьоре. Представление было чарующее, сложное, но самым прекрасным была крохотная девочка в розовом, которая ТАК смотрела, ТАК улыбалась, ТАК завороженно пританцовывала, что вот это и было самое прекрасное на свете. А потом передо мной влезла женщина с телефоном, начала снимать, экраном загородив мне обзор, а на экран ей начали сыпаться смски на иврите! Ну! Хуцпа, блин. Но она быстро ушла, и мы досмотрели, и кинули монетку.

зашли в «Каррефур», закупились.

Пили дома теплый кювет. Из Венеции. Дураки потому что и забыли его сунуть в холодильник, уходя. И ели вкусную буррату. К концу бутылки кювет уже достаточно остыл, но меня уже изрядно развезло, так что я почти не оценила.

В ночи лечила с мамой дистанционно Дуню. Ничего серьезного, просто вишенка на торте этого долгого дня. И умерла спать.






Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мэри (Констанс Беннетт) - всего лишь официантка, но официантка, мечтающая о голливудской карьере. Поэтому и работает она не абы где, а в кафе, куда частенько заглядывают люди из недоступного ёй пока мир Грёз и Мечты. Расчет девушки оказывается совершенно верным - однажды в кафе забредает ...
- В ходе торгов на Московской бирже курс евро впервые со 2 сентября 2020 года рухнул ниже 88 рублей и торгуется на уровне 87,96 рубля. Ну, теперь буду знать, что такое "рухнул". ...
На туте появилась новая статья про тунеядцев , на этот раз про получившего письмо счастья безработного.  Ну понятно тунеядец тоже - иканамист и "не хочет портить трудовую"... но тем не менее работы не нашел. Коменты снова умиляют. Статья была вчера почти в 16-00, комментов уже 581, ...
...
Что интересного, весёлого и не очень, происходит сегодня там, за окном, в стране и в мире? Обсуждаем последние новости из СМИ. Главная тема СМИ: Лавров считает бедность генетическим признаком россиян Сегодня министр иностранных дел России Сергей Лавров в очередной раз ...