16 августа 2021
ksanfik — 17.08.2021
Книжный магазин «Циолковский» (Москва) в августе выпустил книгу Ф. Рабле — «Забавные сны Пантагрюэля»... The Drolatic Dreams of Pantagruel — Les songes drolatiques de Pantagruel (1565).

Принты издания 1565 года можно рассмотреть здесь — https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8624589t/f82.item.zoom
Книга состоит из 120 гравюр, на дереве. Изображения не сопровождаются описанием, как и, очевидно, не принадлежат Рабле, который умер в 1553 году, за 12 лет до публикции Снов. Издатель — Ричард Бретон, — пишет в предисловии к 1 изданию — «... я, желая избежать многословия, не хотел добавлять никаких комментариев, кроме того, чтобы подчеркнуть, что это самые любопытные изображения, которые можно найти во всем мире... Что касается подробного описания свойств и сущности этих фигур, я оставляю эту работу тем, кто более сведущ в этой способности и более способен, чем я, а также объяснение их мистического и аллегорического значения и их обеспечение наиболее подходящие им имена... я надеюсь, что многие люди получат удовольствие от этой маленькой работы, потому что те, у кого есть воображение, найдут здесь достаточно материала для своих мечтаний, меланхолик найдет, чем развеселиться, а веселый посмеется... Я также добавлю, что открытые умы найдут в книге множество хороших идей для подготовки веселья, организации маскарадов или их другого применения по мере необходимости».
Гравюры, скорее всего, созданы Франсуа Деспре, сотрудничавшим с Бретоном. Деспре написал и маленькое посвящение к книге, подписав его — Deserpz.
Как понимать эти странные фигуры? Пьер Валери обнаруживал в них образы Ветхого Завета, Ганс Гольбейн пользовался для интерпретации указаниями иезуита Клода-Франсуа Менестри по составлению «символических изображений» и Mundus symbolicus Филиппо Пичинелли; как ключ можно применять такде сборник аллегорий Чезаре Рипа «Иконология». Изображения Рабле не просто выдумка, а коренятся в бурлеске, карнавале и особом видении безумия. Отпечаток этой традиции можно увидеть у Питера Брейгеля (1525-1569) и Иеронима Босха (1450-1516).
На изображениях — 120 монстров. Они — порожения сна величайшего человека Пантагрюэля. Сон разума Пантарюэля рождает монстров. Но также во сне являются откровения, которые невозможны во время бодрствования.
Фигуры скрывают свое лицо или даже лишены его, и их самая человеческая часть заменяется предметом: кувшином, башмаком, шлемом, которые заключают их в свою тюрьму и оставляют безмозглыми. Эти тела крайне неудобны, неуютны, скорбны. Но они почти все вооружены, готовы к насилию — как в применению, так и к принятию его. Эти образы — противоположны идеалам гуманизма, для которого человек стоит на вершине мира. Здесь же границы стерты, человек утратил достоинство, и так, через утрату достоинства, — становится кощунственным образом Бога. Они оказываются обреченными на жизнь, они несут с собой не свободу, а свою тюрьму.
Смешны ли эти фигуры? Они очень неопределенны. Они безобразны. На них нет следа заботы. Они созданы для того, чтобы позабавить того, кто их создал. Но нет того, кто бы их замыслил. За ними — некая злая воля, не мысль.
Бретон признается, что не может определить конечную цель автора этих созданий. Такое же признание можно найти у Сервантеса относительно Дон Кихота. Бретон не может даже дать аллегорическое объяснение картинок: «Стремитесь также к тому, чтобы при взгляде на изображения меланхолия перешла в смех, а веселье — стало еще веселее; так простак не будет утомлен, рассудительные будут восхищаться этим творением, высокие не будут презирать его, а мудрые не перестанут его восхвалять».
Бретон оставил эти создания безмолвными, не снабдил ни одну из картинок объяснением или даже подписью. Они безмолвно присутствуют — как загадка, — они могут вызывать удивление, но в самих них нет ни малейшего указания на то, кто они такое. Однако редакторы полного собрания сочинений Рабле в 1823 г. а снабдили каждый из 120 рисунков титулом и подзаголовком. В 1870 году Эдвин Тросс отказался от этого, и опубликовал книгу без этих дополнений, а в предисловии критиковал эти позитивистские подходы.
Так что представляют сеобой эти фигуры? Мишель Жаннере делает такое допущение: «Есть несколько способов избавиться от монстров, и в 16 веке существовали разные способы для этой цели. Вы можете переселить монстров в далекие страны, превратив их, таким образом, в экзотические предметы, которые не так сильно нам мешают. Вы также можете отключить их, рассматривая их как аллегории, условные и вымышленные знаки, из-за которых они теряют свое устрашающее лицо. В других случаях существование монстров можно попытаться объяснить естественными причинами, тем самым рассеивая их тайну. Начиная с 17 века рациональность становится самой эффективной защитой от ужаса. Но Сны Пантагрюэля не намереваются нейтрализовать чудовище, они не отрицает его, а, наоборот, принимает его правдоподобие. Сны изгоняют ужас, используя одно из немногих действительно эффективных человеческих орудий, — смеясь. Эта операция является частью процесса великого изменения, наблюдаемого Фуко с начала 16 века: фигура безумия постепенно заменяет навязчивый образ смерти. Вместо того, чтобы искажать человека, они очеловечивают неизвестное ». («Rire à la face du monstre», в: Les Songes drolatiques de Pantagruel , Париж: La-Chaux-de-Fonds: 1989, 33.). Тот же Жаннере заметил определенную закономерность в оформлении книги: Фигуры двух обращенных друг к другу страниц всегда смотрят друг на друга, и в то время как левая всегда имеет угрожающий или тревожный аспект, с более агрессивными чертами, правая более смешная или просто более невинная; и так всегда на правой стороне, где мы находим больше птиц, украшений, более светлые тоны, больше музыкальных инструментов.


Как выбрать обувь Терволина
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ
С Новым Годом!!!
"San Valentin" Parellada
лечебные 13 км
Годных для семьи мужчин меньше, чем годных для семьи женщин?
Цитатка на викэнд vol.496
Уникальная акула-альбинос с «золотой» кожей
Я его слепила из того, что было: как и зачем в СССР делали нетоварные

