16 апреля 1945 года. Гибель "Гойи"
nibelungen74 — 05.05.201916 апреля 1945 года, за три недели до окончания Второй мировой войны советская подводная лодка торпедировала немецкий госпитальный корабль «Гойя». По меньшей мере 7.000 человек погибло в результате той бойни.
На борту «Гойи» находились немецкие беженцы. Сам корабль был построен в Норвегии и использовался во время Второй мировой войны для эвакуации мирных жителей и раненых немецких солдат. План эвакуации осуществлялся в рамках операции «Ганнибал», которая заключалась в том, чтобы помочь немцам из Восточной Пруссии, Курляндии и района Польского коридора избежать встречи с надвигающейся советской Красной Армией. Для цели спасения наибольшего числа немцев командующий Кригсмарине адмирал Дёниц задействовал около тысячи кораблей всех размеров. Одним из них был «Гойя». Перед своей гибелью «Гойя» совершил два рейса по Балтийскому морю. Один в Киль, а другой в Копенгаген. В этих поездках «Гойя» спас более 5000 душ. В начале апреля корабль вернулся в Гдыню (Готенхафен) для выполнения новой миссии.
Госпитальное судно «Гойя»
«Гойя» был обнаружен советской подводной лодкой L-3 во второй половине дня в акватории Гданьска (Данцига). «Гойя» был быстрее советской подводной лодки, но проблемы с двигателем на пароходе «Кроненфельс» вынудили весь конвой (помимо «Гойи» и «Кронефельса» в конвой входили буксир «Эгир» и два тральщика) сделать остановку. Этот момент и стал роковым. Чтобы догнать конвой, Л-3 пришлось всплыть. Преследование происходило уже в надводном положении. Совершив несколько маневров, подводная лодка приготовилась к атаке. В 23.52 капитан советской подводной лодки, еврей Коновалов, отдал невообразимый приказ: «Огонь!»
Капитан советской подводной лодки, еврей Коновалов Владимир (Вульф) Константинович (Калманович), устроивший бойню
Советской подлодкой был выпущен веер из четырех торпед , две из которых попали в корму и в среднюю часть «Гойи». «Гойю» сотрясли два взрыва такой силы, что мачты попадали на спящих на палубе беженцев. Прежде чем команда или пассажиры поняли, что происходит, «Гойю» разорвало на две части. Корабль утонул менее чем за семь минут. Тысячи немцев, находившихся на борту корабля погибли в результате взрывов или утонули. Большинство из них было женщинами и детьми.
По приблизительным оценкам в результате этой атаки погибло как минимум 7.000 человек и лишь только 183 выжили. В последний рейс на борт «Гойи», поднялось 6.100 человек, но далее немцы перестали вести учет и считается, что помимо этой цифры на борт хлынули еще сотни не учтенных людей, которые заполнили каждый клочок свободного места на корабле.
Карта местности, где затонули «Гойя» и «Густлофф»
Те, кто учредил Международные военные трибуналы для расследования военных преступлений во время Второй мировой войны никогда не пытались преследовать по суду капитана подводной лодки Л-3 Владимира Коновалова. Напротив, за потопление корабля битком набитого немецкими женщинами и детьми он был награжден званием Героя Советского Союза.
Потопление «Гойи» станет вторым по размеру морским бедствием в истории, что касается количества погибших людей. Первое место занимает затопление немецкого корабля «Вильгельм Густлофф» также атакованного советской подводной лодкой в январе 1945 года, что привело к гибели 9.343 человек. Через месяц после потопления «Гойи» британские бомбардировщики устроили резню людей на немецких кораблях «Кап Аркона» и «Тильбек» в Любекской бухте с 7.000 — 8.000 погибшими, большинство из которых были узниками концлагерей. В дополнении к этим трем бойням на четвертом месте стоит гибель 3.500 человек на немецком пассажирском корабле «Генерал фон Штойбен», который был потоплен той же советской подводной лодкой, которая ранее отправила на дно «Вильгельм Густлофф».
Действия союзников привели к четырем крупнейшим в истории морским катастрофам в которых погибли мирные жители и беженцы. Для сравнения: 1.514 человек погибли, когда затонул «Титаник». Тем не менее в Голливуде не стали снимать фильмов про гибель «Гойи», «Вильгельма Густлоффа», «Генерала фон Штойбена» или «Кап Арконы».