13 колонн


Была мечта посетить могилу Канта. И хотя останки великого философа находятся не в этом месте, а под полом кафедрального собора, все равно сфотографировал. Понятное дело, что народ фотографируется на фоне этого места. Более того – рядом есть будка «Селфи с Кантом», а далее – туристические лавки с магнитами, брелками и марципаном с изображением Канта и его известными цитатами. Город неплохо зарабатывает на философе. Однако я не об этом. Символическую могилу Канта подпирают 13 колонн - именно столько предметов вел Кант в Университете Кёнигсберга. И это логично: будучи энциклопедически образованным и хорошим лектором, именно он был главной фигурой университета. Туда приезжали учиться именно потому, что лекции читал сам Кант. Я задумался: а сколько предметов я вел за свою жизнь в университете? Если отсечь такие варианты, как «зоология для заочников» и «зоология для экологов», подмены других преподавателей, а также практикумы и семинары по предметам, по которым я также читал лекции (хотя практикумы сильно отличаются от лекционных курсов), то получается такой список:
Зоология беспозвоночных
Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных (это самостоятельный предмет, совмещающий лекции и полевые работы)
Большой практикум по зоологии беспозвоночных (также самостоятельный курс для студентов-зоологов 4 курса)
Сравнительная анатомия животных
Основы эволюционной морфологии
Основы кладистики
Мегасистематика
Систематика животных и растений
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) – практический курс, на котором студентов обучают разным методам.
И в этом году мне дали новый курс: «Морское биоразнообразие и биоресурсы». Десятый.
Беда биологов в том, что у нас мало студентов и много спецкурсов. Как результат один преподаватель читаем много чего. Иногда разрабатывается спецкурс, который читается 2-3 года, и потом его убирают. Никаких нормативов, какие спецкурсы следует читать, нет. У гуманитариев все иначе: там преподаватель может вести пару лекционных курсов и семинаров, но зато у большого числа групп. Всю жизнь. Я очень и очень тяжело переношу повторы: прочитать одну и ту же лекцию двум группам – это для меня страшный сон, от которого просыпаешься в поту. Давным-давно я вел 3 одинаковых урока биологии подряд в школе, после чего заболел ангиной и не мог говорить неделю. Потому что много рассказывал, много выкладывался, тратил много энергии. Когда читаешь две разные лекции подряд – другое дело. А лучше – одну лекцию. Вышел, выложился, ушел. Точнее: вышел, оценил аудиторию и выложился настолько, насколько аудитория готова воспринимать новое. Я очень долго читал курс по сравнительной анатомии в пустоту: студенты были несильные, а предмет – трудный. Тогда читал по диагонали – как бы немного над головами слушателей. Если вы закачаете головой, то вот мой ответ: а какой смысл выкладываться, если на вопрос «сколько ходильных конечностей у паука?» такие студенты-старшекурсники на экзамене отвечали с большой задержкой? И студентов в группе было 3-4, а то и два. Если бы 8-10, то был бы шанс, что хотя бы один заинтересовался (для одного можно и выложиться). Поэтому отказался от этого курса.
А сколько предметов вы вели – в школе или вузе?