"12 обезьян": фильм vs сериал /точнее - их предшественники

Надо сказать, что на данный момент "12 обезьян" - это лучшее, что я видела у Гиллиама, а потому естественно, что меня заинтересовала и история создания фильма, и сериал по мотивам.

Кадр из фильма "12 обезьян" / 12 Monkeys (1994, США)
А история начинается в 1954 году (на самом деле - раньше :) с французского романа "Из царства мёртвых" (D'entre les morts) тандема Буало-Нарсежака. Еще точнее - с послевоенного времени, когда Нарсежак смотрел в кинотеатре кинохронику. Ему показалось, что в одном из людей на экране он узнал давнего друга, связь с которым потерял.
В те времена потерянные связи были делом обычным, но именно после той кинохроники писатель начал думать о том, как найти друга или, хотя бы, что-то разузнать о нём.
Позже эти мысли, соединившись с историей Орфея, пытавшегося воскресить Эвридику, дали идею романа "Из царства мёртвых".

Кадр из фильма "Орфей" / Orphée (1950), Франция
Вот только следует упомянуть, что уникальнейший фильм Жана Кокто "Орфей" с Жаном Марэ в главной роли вышел в 1950 году. Там есть и тема повторений, и тема возвращения возлюбленной с Того Света, и, конечно же, тема снов и фантазий.
Кратко сюжет романа "Из царства мёртвых:
Мадлен, жена Жевиня, очень странно себя ведёт, утверждая, что в неё вселился дух прабабушки. Мужчина обращается к своему другу, адвокату Флавьеру, с просьбой последить за Мадлен, так как её прабабушка совершила суицид в том же возрасте, сколько сейчас Мадлен.
Жевинь беспокоится за жену, но сам присматривать за ней постоянно не имеет возможности. Флавьер начинает тайно следовать за Мадлен и однажды спасает её, когда та кинулась с моста в реку.

Кадр из фильма "Головокружение" / Vertigo (1958), США
Мадлен привязывается к спасителю, они много общаются. Женщина признается, что её тянет на места, значимые для прабабушки и уговаривает нового знакомого съездить с ней в небольшой городок рядом с Парижем - ей очень хочется взобраться там на колокольню.
Они едут. Но Флавьер не может подняться на самый верх - у него фобия, боязнь высоты. И снизу он видит, как тело Мадлен падает вниз...
Проходит несколько лет, Флавьер никак не может забыть Мадлен и однажды видит её в свежей кинохронике. Или кого-то, на неё очень похожего. Мужчина не в состоянии справиться с желанием найти женщину - ведь он видел, как она упала, выжить невозможно! Как она выжила?

Кадр из фильма "Головокружение" / Vertigo (1958), США
Без сомнения, вы узнали сюжет фильма Альфреда Хичкока "Головокружение" (1958), не так ли?
Да, в основу "Головокружения" действительно был взят роман Буало-Нерсежака. И здесь нужно добавить еще один источник их вдохновения - повесть аж из 19 века: Жорж Роденбах "Мёртвый Брюгге".

Кадр из фильма "Грёзы" (1915, Россия, режиссёр Евгений Бауэр), снято по мотивам повести "Мёртвый Брюгге"
В нём, правда, нет никакой мистики, фантастики и загадок - просто вдовец, оплакивающий свою жену, знакомится с девушкой, очень похожей на неё. И вступает с ней в связь, которая оказывается очень болезненной, ведь, несмотря на внешнее сходство, это совсем не та женщина.

Кадр из фильма "Головокружение" / Vertigo (1958), США
Теперь вернёмся к Хичкоку.
Основа сюжета "Головокружения" взята из Буало-Нерсержака, но добавлены нюансы, ради которых я и вспомнила этот фильм.

Кадр из фильма "Головокружение" / Vertigo (1958), США
Герой Хичкока пытается бороться с акрофобией (страхом высоты), кроме того, он одержим идеей повторить в точности травмирующий момент на колокольне, так как казнит себя за то, что не смог спасти Мадлен.
- Хочет закрыть гештальт, если говорить в современной терминологии.
Далее обратимся к фильму "Прошлым летом в Мариенбаде" (1961, "L’année dernière à Marienbad", иной вариант перевода "В прошлом году в Мариенбаде"), режиссёр Ален Рене, сценарист Ален Роб-Грийе.
Сценарист здесь очень важен, поскольку Роб-Грийе написал не просто сценарий, а очень подробное описание всего, вплоть до жестов актёров, мест установки и движения камер, а также монтажных последовательностей.
Так что можно считать его основным автором и фильма тоже.
Сюжет фильма "Прошлым летом в Мариенбаде" (1961)
Во время высокосветской вечеринки к женщине подходит некий мужчина и говорит, что они встречались год назад. И не просто так встречались. Женщина как будто бы не помнит этого мужчину.

Кадр из фильма "Прошлым летом в Мариенбаде" /L’année dernière à Marienbad (1961), Франция
Большая часть фильма - флэшбеки, в которых нет привязки ко времени, более того - одни и те же события повторяются несколько раз, причём, в разных местах. И в разное время.
Всё очень запутано, короче. И само собой, что одни зрители отчаянно плевались, другие пытались найти смысл и создать логические цепочки происходящего.

Кадр из фильма "Прошлым летом в Мариенбаде" /L’année dernière à Marienbad (1961), Франция
Вариантов трактовки происходящего было немало, сам Роб-Грийе говорил так: "Фильм в целом, на самом деле, это история убеждения: он говорит о реальности, которую герой творит из собственного видения, из собственных слов".
Запомним эту цитату.
В 1962 году документалист Крис Маркер снимает как бы игровой фильм "Взлётная полоса" (La Jetée, второй вариант перевода - "Терминал")
"Как бы" - потому что собственно фильмом работа Маркуса не является, это - серия фотографий, сопровождаемая закадровым текстом.
После термоядерной войны выжившие прячутся в подземных бункерах. У них всё плохо, но зато есть Машина времени. Так себе машина - неживую материю она кое-как перемещает, а живую - увы.

Кадр из фильма "Взлётная полоса" /La Jetée (1962), Франция
Отправка человека очень важна, так как без помощи извне люди не смогут выжить, а "извне" для них - только другие временные отрезки. Прошлое и будущее.
В конце концов, создатели машины времени приходят к тому, что отправить можно только человека с очень богатым воображением, так как он должен сначала погрузиться как бы в фантазии о том месте, куда надо попасть, а уж потом он в этом мире сможет материализоваться.
Такого человека находят среди заключенных. У него не просто фантазии, а фрагмент прошлого, который буквально преследует его, особенно - во сне.

Кадр из фильма "Взлётная полоса" /La Jetée (1962), Франция
Этот эпизод из памяти касается одного дня из его детства: вместе с родителями мальчик приехал в аэропорт Орли, чтобы со смотровой площадки полюбоваться самолётами. Но лучше всего он помнит не самолёты, а произошедшее на его глазах убийство и лицо молодой женщины.
После долгих мучений ему удается попасть в то время (не в тот день) - он знакомится с этой женщиной, они много времени проводят вместе. Единственное - он постоянно исчезает, возвращаясь в своё время, а потом снова возникает рядом с дамой из прошлого.
Никаких приключений, подобных тому, что есть в "12 обезьянах", во "Взлётной полосе" нет, так как создатели Машины времени не пытаются исправить прошлое, им нужно будущее - ведь, если оно существует, значит, человечество выжило. И значит оттуда, из будущих времён, смогут прислать помощь.

Кадр из фильма "Взлётная полоса" /La Jetée (1962), Франция
Говоря о фильме, Крис Маркер особо не распространялся о том, что натолкнуло его на эту идею: Однажды, когда у съемочной группы был выходной, я сфотографировал историю, понимал которую не до конца.
Но известно, что он высоко ценил Хичкока (в особенности, "Головокружение", ага) и был очень хорошо знаком с Аленом Рене, они даже делали совместные фильмы.

Кадр из фильма "Люблю тебя, люблю" / Je t'aime, je t'aime (1968)
Ален Рене тоже не оставил тему повторений и обратился к теме времени. В 1968 году он снял фильм "Люблю тебя, люблю" (Je t'aime, je t'aime), где герой (спасенный после попытки покончить с собой) участвует в экспериментах со временем и, помещенный в специальную камеру", должен мысленно вернуться в прошлое и снова пережить его.
Вообще только одну минуту, но он переживает не одну минуту, а все события, которые привели к суициду. Однако эти воспоминания не линейны, а обрывочны, длятся недолго и не всегда по хронологии.
Сила воображения героя оказывается настолько мощной, что в итоге происходит то, что можно назвать путешествием во времени.
***
Возможно, что Дэвид и Джанетт Пиплз, сценаристы фильма "12 обезьян", вдохновлялись еще чем-то, но пока я больше ничего не нашла.
Однако мы уже можем видеть, как сложились паззлики из разных (но связанных между собой) источников.
И выкристаллизовалось то, что положено в основу фильма Терри Гиллиама "12 обезьян": постапокалиптическое будущее, машина времени, перемещаться с помощью которой может не каждый, женщина из прошлого, которую герой видел еще ребёнком, преступление в аэропорту, и, наконец, смутная грань между реальностью и игрой воображения.
Настолько смутная, что зачастую и сами авторы не смогут сказать - происходило это всё с их героями наяву или же всё пригрезилось?
***
Прошу прощения, но вступление оказалось слишком длинным, а потому собственно о "12 обезьянах" будет в следующей статье :)
Автор - Светлана Мельник
Еще больше интересного на Дзен-канале Светланы, посвящённом сериалам
#10шоу #жилабылаосень