100 лет в 10 образах: эволюция моды иранских женщин с 2010 по 2020 год


Привет, друзья искусства!
Youtube канал Cut показал 100-летнюю историю красоты Ирана. В видео рассказывается о том, как менялись представления о красоте, прическах и макияже в Иране за последний век.
Всего за одну минуту модель Сабрина воплотила в себе радикально отличающиеся идеалы женской иранской красоты с 1910 по 2010-е года.
Предлагаю вам понаблюдать, как мода претерпевала изменения от десятилетия к десятилетию. А попутно узнать исторический контекст таких радикальных перемен.
1910-е — 1920-е годы: Каджарский и ранний Пехлевийский период




Внешний вид
Женщины носят традиционную одежду: длинные, просторные платья и юбки, часто с богатыми узорами. Голова покрыта большим платком (чадор или русари), который может оставлять часть волос открытой. Макияж и украшения заметны.
Контекст
Это эпоха до масштабных реформ. Общество консервативное, с сильными религиозными и патриархальными устоями. Женщины в основном сидели дома, а публичное пространство было мужским. Одежда отражала национальные и религиозные традиции.
1930-е — 1940-е годы: Радикальная вестернизация при Реза-шахе




Внешний вид
Бросается в глаза революционный сдвиг. На фотографиях появляются женщины в европейских платьях с короткими рукавами, приталенным силуэтом, без головных уборов или в шляпках («камсам-баркалас» — буквально «шляпа по-европейски»). Прически — короткие стрижки и завивки.
Контекст
Реза-шах проводил политику насильственной модернизации и секуляризации по образцу Ататюрка в Турции. В 1936 году он издал указ «Кашф-е хеджаб» (снятие покрова), запрещавший ношение хиджаба и чадры в публичных местах. Это был шок для традиционного общества. Целью было представить Иран миру как «современную» страну.
1950-е — 1960-е годы: Расцвет западной моды при Мохаммеде Реза-шахе




Внешний вид
Пик западного влияния. Платья в стиле Christian Dior (с пышными юбками), брюки-капри, солнцезащитные очки, макияж — полное копирование послевоенных американских и европейских трендов. В городах, особенно среди высшего и среднего класса, хиджаб практически исчез.
Контекст
Реза-шах укреплял связи с Западом. Страна переживала экономический рост благодаря нефти. Образ модернизированной, «свободной» иранки был важной частью пропаганды режима. Однако этот образ был доступен в основном городской элите, в то время как многие женщины в сельской местности и традиционных семьях продолжали носить платок.
1970-е годы: Смесь стилей и нарастание противоречий


Внешний вид
Мода становится еще более разнообразной: мини-юбки, джинсы, расклешенные брюки. Появляются элементы этнического стиля (например, платки, повязанные на богемный манер).
Контекст
Это последнее десятилетие шахского режима. Растет разрыв между светской, прозападной элитой и консервативными религиозными массами, для которых западная мода становилась символом морального разложения и культурного империализма. Это противоречие стало одной из движущих сил Исламской революции.
1980-е годы: Исламская революция и обязательный хиджаб


Внешний вид
Самый резкий и драматичный поворот. После революции 1979 года все женщины, по новому закону, обязаны носить хиджаб в публичных местах. Преобладает длинное свободное пальто (мантио) и головной платок, полностью скрывающий волосы. Цвета темные, преимущественно черный и темно-синий. Одежда должна скрывать очертания тела.
Контекст
Новый режим сделал исламский дресс-код символом своей идеологии и «нравственной чистоты» общества. Ношение хиджаба стало обязательным, а его несоблюдение каралось. Это был способ контроля над женщинами и видимым образом отделения от «развращенного» Запада.
1990-е годы: Появление «исламской моды» и смягчение внутри рамок


Внешний вид
Женщины начинают приспосабливаться к режиму. Появляются более яркие цвета, более легкие и иногда более приталенные мантио. Платки начинают носить более свободно, иногда позволяя увидеть прядь волос. Используется больше украшений и макияжа.
Контекст
После войны с Ираком и смерти Хомейни общество немного расслабилось. Женщины, особенно молодое поколение, выросшее при новом режиме, искали способы для самовыражения в рамках установленных правил. Родился «Тегеранский шик» — умение сочетать обязательный хиджаб с модными тенденциями.
2000-е — 2010-е годы: Расцвет «Тегеранского шика» и гражданского неповиновения




Внешний вид
Мантио превращается в предмет моды — его шьют из качественных тканей, он может быть коротким, с поясом, разных фасонов. Платки становятся меньше, их носят далеко на затылке, открывая большую часть волос. Распространены узкие брюки, яркая косметика, пластические операции (особенно носа).
Контекст
Несмотря на давление со стороны властей (например, появление «полиции нравов»), женщины продолжили борьбу за свое публичное пространство через моду. Их стиль стал формой тихого, но настойчивого протеста и заявлением: «Вы можете диктовать правила, но мы найдем способ оставаться собой».
2020-е годы: Цифровой контроль, гражданское неповиновение и ужесточение репрессий
Проект Cut не захватил 2020-е года, но он показал бы не новый фасон, а раздвоение: с одной стороны — женщина в чадре из-за страха, с другой — женщина, сжигающая платок в знак открытого сопротивления.
Внешний вид
Радикальное расщепление. В публичном пространстве: Под давлением властей многие женщины вынуждены вернуться к более строгому стилю — темное, объемное мантио и платок, плотно покрывающий голову. Это не добровольный выбор, а следствие страха перед новыми суровыми наказаниями.
В приватном пространстве и среди смелой молодежи мода как форма протеста достигает пика. Платки становятся символически крошечными или исчезают вовсе, мантио заменяется на куртки, пиджаки, кардиганы, которые уже не скрывают силуэт. Яркие цвета, надписи, смелые сочетания — это демонстративный вызов.
Контекст
Это десятилетие стало временем прямой конфронтации. В 2022 году после задержания «полицией нравов» в больнице умирает девушка Махи Амини. В ответ на это женщины стали публично сжигать платки и выходить на улицы с распущенными волосами.
В ответ на это государство перешло к системным репрессиям. Был принят «Закон о хиджабе и целомудрии», который предусматривает тюремные сроки до 10 лет для «нарушительниц» и огромные штрафы для тех, кто им «способствует»: владельцы кафе, магазинов, такси могут лишиться лицензии за обслуживание женщин без хиджаба.
Власти начали массово использовать камеры распознавания лиц в общественных местах. Женщину, снявшую платок в машине или на улице, могут опознать и заблокировать ей банковские счета, лишить социальных услуг или прислать повестку в суд.
Такая получилась статья сегодня. Если она вам понравилась – поставьте лайк, подпишитесь на мой ЖЖ.