10 советских художников, которых надо знать


Лучшие советские художники выходили далеко за рамки пропагандистского искусства и создавали настоящие шедевры.
Александр Лабас (1900 — 1983)
Художник, прошедший путь через все советское искусство, от группы ОСТ (Общество художников-станковистов, изображавших новые советские реалии методами немецких экспрессионистов) до фигуративного искусства с сильными элементами авангарда.

Александр Лабас. Метро, 1935
Работа «В метро» с одной стороны отражает увлеченность футуристическими индустриальными темами, с другой — выполнена в абсолютно авангардном духе.

Александр Лабас. Утро после боя, 1929
Илья Машков (1881-1944)
От авангарда с радикальными произведениями и легендарного объединения «Бубновый валет» до едва ли не возвращения к стилистике старых мастеров с сохранением физиологичности — творчество Машкова невероятно разнообразно и увлекательно.

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
Он — создатель абсурдной и ироничной версии советского натюрморта.

Илья Машков. Советские хлебы
Александр Дейнека (1899-1969)
Один из самых крупных и известных советских мастеров. Любопытно, что как художник он был очень разным — в 1920-х и 1930-х это были два «разных» человека и художника, — но при этом создал свой узнаваемый стиль.

Александр Дейнека. Ленин на прогулке с детьми
Его творчество не вписывается в общепринятую канву соцреализма, потому что каждое его масштабное произведение было абсолютно новым авангардным решением. И вращаясь в кругу советской высшей номенклатуры, ему удавалось оставаться самим собой.

Александр Дейнека. Футбол, 1924
Дмитрий Налбандян (1906-1993)
Сложная и противоречивая фигура, при этом очень ироничный художник. Сам про себя говорил, что работал «от Ильича до Ильича» — он Владимира Ильича Ленина до Леонида Ильича Брежнева. И его творчество как лакмусовая бумага — именно он явился эстетическим каноном каждой эпохи.

Дмитрий Налбандян. Великая дружба
Сложная и противоречивая фигура, при этом очень ироничный художник. Сам про себя говорил, что работал «от Ильича до Ильича» — он Владимира Ильича Ленина до Леонида Ильича Брежнева. И его творчество как лакмусовая бумага — именно он явился эстетическим каноном каждой эпохи.

Дмитрий Налбандян. Осенним утром у костра. Отдых, 1959
Он, в том числе, будучи живописцем Иосифа Сталина, уловил его тягу к тяжелому минимализму, а во времена Никиты Хрущева явил другой канон — практически советский импрессионизм.
Екатерина Зернова (1900-1995)
Одна из ярких женщин-художниц советской эпохи, стоящая в одном ряду с Александром Дейнекой, возможно, лучше всех воплотившая милитаристскую тему, образы разного рода войск Рабоче-крест ьянской красной армии.

Екатерина Зернова. Сельмашстрой. Плакат, 1930
Даже танк на ее полотнах становился полноценным героем.

Екатерина Зернова. Колхозники приветствуют танкистов, 1937
Виктор Мидлер (1888-1979)
Тонкий и недооцененный художник в 1930-х работал хранителем отдела новейших течений русской живописи в Третьяковской галерее.

Виктор Мидлер. Хоккей на стадионе «Динамо», 1948
И именно ему принадлежит одна из главных эмблематичных работ этого периода «Политзанятия на линкоре» из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Виктор Мидлер.

Политзанятие на Линкоре
Александр Лактионов (1910-1972)
Парадоксальная фигура и художник уже следующего поколения. Он один из тех, кто серьезно всматривался в искусство старых мастеров, но при этом создавали свои новаторские интерпретации общепринятых сюжетов близкие к сюрреализму.

Александр Лактионов. Письмо с фронта
Включая даже его растиражированную работу «Письмо с фронта».

Александр Лактионов. Натюрморт
У него очень интересные малые формы — например, натюрморты, в которых, как в более свободном жанре, магический реализм и сюрреализм отразились в наибольшей степени.
Георгий Нисский (1903-1987)
Он пережил несколько стадий расцвета. Начинал с довольно брутальных батальных сцен, но стал знаковой фигурой для художников поколения 1960-х годов.

Георгий Нисский. Над снегами, 1964
Ему удалось создать свой абсолютно непередаваемый и узнаваемый во всех элементах стиль, но оставаться совершенно простым доступным человеком.

Георгий Нисский. Площадь Пушкина, 1966-1967 гг.
Есть знаменитая история, когда молодые авторы из художественных мастерских собрались пойти выпить пива, а мэтр догонял их с криком: «Ребята, постойте, возьмите меня с собой!»
Павел Никонов (р.1930)
Вероятно, главный представитель «сурового стиля» начала 1960-х, работающий до сих пор.

Павел Никонов. Ненастье, 1984
Он несколько раз менял стиль, от многослойной почти монохромной живописи до собственного варианта примитивизма с мастерским цветом и композицией.

Павел Никонов. Геологи, 1962
Татьяна Яблонская (1917-2005)
Автор двух эпохальных картин и наиболее известный массовому зрителю художник.

Татьяна Яблонская. Утро, 1954
Ее «Утро» и «Хлеб» печатали в каждом школьном учебнике во времена СССР, а также тиражировали в журналах и на постерах.

Татьяна Яблонская. Хлеб, 1949
Полотно «Хлеб» стало воплощением сталинской темы плодородия, а «Утро» — уже началом хрущевской оттепели.

Татьяна Яблонская. Лето, 1967
При этом она всегда оставалась очень сильным и разносторонним художником, меняла стили, разрабатывала свою версию примитивизма в духе Анри Руссо.
См.также:
Александр Иванович Лактионов - советский живописец и график, педагог, профессор.
Борис Кустодиев. «Там русский дух, там Русью пахнет»
Сказочная история героини самой «утренней» картины Советского Союза
Секс в СССР: эротическая живопись советских художников
«Опять двойка» — неисчерпаемый источник вдохновения для живописцев
