10 картин - 7 Портрет датской королевы
kavery — 21.08.2022 Сегодня в этой рубрике портрет представительницы одной из европейских монархий. Недавно я писала о миниатюре с дочерями австрийской императрицы Марии Терезии. Та работа носила интимный, домашний характер, предназначалась для своих. А сегодня перед вами парадный портрет. Работы художника, который его нарисовал, вам однозначно встречались, потому что он был придворным художником нашей императрицы Екатерины Великой. Он нарисовал множество портретов царицы и ее подданных, которые считаются каноническими. Об этом мы поговорим ниже. А мы вернемся к нашему портрету. На нем изображена датская вдовствующая королева Юлиана Мария.Королева Юлиана Мария Датская
Vigilius Eriksen - 1776
размер - 301,8 x 212
Находится: Statens Museum for Kunst SMK, Copenhagen
Прежде чем рассказывать о героине картины и художнике, давайте просто полюбуемся деталями. Конечно такие парадные официальные портреты не обладают особой эмоциональностью, но при этом часто детали на них написаны великолепно.
Посмотрите, какое кружево! А вышивки на мебели!
Насколько точно подчеркнута его ажурность и прозрачность, идеально выписаны фактурытканей.
А как изумительно написаны бриллианты!
Детали рассмотрели, а теперь время поговорить о героине. Кстати, ободной ключевой детали, раскрывающей смысл картины я пока не упомянула. О ней речь пойдет ниже.
И так Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская (дат. Juliane Marie af Braunschweig-Wolfenbüttel; 4 сентября 1729 — 10 октября 1796). Дочь дочь герцога Фердинанда Альбрехта II Брауншвейг-Бевернского и его супруги Антуанетты Амалии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, родная сестра Антона Ульриха Брауншвейгского, отца русского императора Ивана VI. Когда Юлиана была уже королевой и регентшей, в 1780 году по её ходатайству в Данию, в город Хорсенс, было переведено брауншвейгское семейство — дети умерших в ссылке Антона Ульриха и Анны Леопольдовны. Об этой истории я, писала, но давно.
В 1752 году она вышла замуж за овдовевшего датского короля Фредерика V. Пользуясь слабостью мужа, Юлиана Мария старалась унизить своего пасынка Кристиана, наследного принца, и выдвинуть своего сына Фредерика (1753—1805). Когда в 1766 году умер Фредерик V, а Кристиан VII вступил на престол и женился на Каролине Матильде, сестре короля английского Георга III, Юлиана Мария была этим очень недовольна, когда же у него родился сын, будущий Фредерик VI, она начала думать о насильственном перевороте. На руку королеве было то, что ее пасынок не был здоров психически. Хотя он был хорошо образован, но при этом страдал нервными расстройствами, у него были эпилептические припадки и подозревается даже шизофрения. На него сильное влияние оказывал врач Иоганн Фридрих Струэнзе, с которым король познакомился во время одного из путешествий. Он получает место при дворе. После того как он ввел в практику прививки от оспы и спас многих детей, он получил большой задел доверия у двора. Но воспользовавшись этим, он из медика переквалифицировался в политика и стал играть важную роль при дворе. Да еще и завел роман с женой короля Каролиной Матильдой. Вдовствующая королева Юлиана Мария была этим всем не довольна, встала во главе заговора. Струэзе был обвинен в связи с королевой, арестован и казнен. Брак королевы был аннулирован и ее выслали домой. А в Дании страной фактически стал управлять совет, в который входила и вдовствующая королева с братом. Кроме того регентом при страдающем душевными расстройствами короле был объявлен его сводный брат, сын Юлианы Марии.
Почему я так много уделила внимания этой истории? Переворот произошел в 1772 г., а портрет написан через 4 года, в эпоху, когда королева была фактической хозяйкой при дворе. И на этом портрете есть деталь, которая как бы подчеркивает ее право, как вдовы короля на власть. Посмотрие на ее жест. Рукой она указывает на стоящий в тени, почти незаметный бюст. Это скульптурное изображение ее мужа.
Покажу вам еще портреты королевы кисти разных художников:
Неизвестный художник
Неизвестный художник, акварельная миниатюра на слоновой кости.
Все портреты имеют внешнее сходство, хотя не факт, что для всех позировала королева лично, а они не были написаны по мотивам официальных. Однако портрет - герой поста однозначно официальный, и скорее всего иммеет близкое портретное сходство. Все современники отмечали, что художник Виргилиус Эриксен наиболее точно передавал внешность русской императрицы. Почему бы ему точно так не нарисовать и датскую королеву?
А теперь о художнике.
Виргилиус Э́риксен / Vigilius Eriksen (1722—1782).
Первоначально он учился у Иоганна Саломона Валя. В 1755 году он был награжден золотой медалью в области живописи Датской королевской академии изящных искусств, но ему было отказано во вступлении в учреждение. Он быстро приобрел репутацию благодаря своим портретам. В 1757 г. он уезжает в Петербург, где стал придворным. Пробыл он там до 1772 года. Эриксен был главным художником при русском дворе. Причем он получал не жалование, а оплату за каждый написанный портрет. Как писал хроникер русской живописи Яков Штейлин: "Он никогда не состоял на жалованье, а заставлял оплачивать каждую картину особо и с избытком". Его доход составлял около 5 тыс. рублей в год. Всего известно около 30 портретов Екатерины II работы Эриксена. Екатерина постаралась скупить все свои портреты его кисти. Часть из них она разослала в качестве дипломатических подарков.
Вот один из его самых известных портретов Екатерины. Он интересен, что благодаря зеркалу мы можем видеть императрицу и в фас и в профиль. Прчем если в фас на нас смотрит приятная светская дама, то профиль напоминает официальные изображеия ее, например на монетах. Это уже суровая государыня.
После ряда прибыльных заказов Эриксен вернулся в Данию, чтобы продолжить свою работу в качестве королевского портретиста.
#летовместе, #10картин
|
</> |