0810 О волнах

У langobard прочитал сегодня заметку о циклах маятника социального развития
по оси «глобализация — регионализация». Пока не забыл, хотелось бы
добавить пришедшее на ум по поводу цифрового маркетинга.
Маркетинг, если кто не в курсе, это не наука, а «вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение потребностей путем обмена». Этот вид человеческой деятельности возник в результате сложившейся в западных экономиках к началу 1960-х гг. ситуации перепроизводства товаров. Впервые в истории у покупателей были деньги, на рынке были товары, но спрос снижался из-за того, что у широких слоев населения потребности первых двух ярусов пирамиды Маслоу были удовлетворены. Этого удалось достигнуть благодаря полной победе фордовской системы организации массового производства. Чтобы убирать лишние товары с замкнутых госграницами рынков нужно было убирать границы. И в этом причина глобализации и международного разделения труда.
Маркетинг начинает работать с той минуты, когда ведущими мотивами покупок становятся потребности третьего яруса пирамиды Маслоу (любовь, дружба, привязанность). Отсюда у продавцов возникает необходимость демонстрации любви к отдельным группам покупателей в виде скидочных политик, бонусов и акций. По поводу третьего яруса пирамиды Маслоу вспомним, как радостно тучи народа оказались вовлечены в новые отрасли по производству домашних любимцев (в ассортименте от живых собачек и котиков до тамагочей и роботов-пылесосов с человеческими именами). Коммунисты эпохи оттепели мечтали, что люди будущего будут проводить свободное от работы время в библиотеках и театрах. Но реальность состоявшегося будущего такова, что свободное время убивается на площадках для выгула собак и в соцсетях с котиками.
Но в результате вышеизложенного потребности третьего яруса тоже оказались практически удовлетворены.
Четвертый ярус потребностей, напомню, это про статус и уважение. Вполне себе средневековые потребности «в цветовой дифференциации штанов». Статусность нельзя обеспечить при помощи массового производства и поэтому, как альтернатива фордизму (ему на смену) в 1970-е гг. на арену выходит новая производственная система. Это организация производства «точно-в-срок» японской Тойоты.
Интернет — цифровое воплощение «точно-в-срок». Нужная информация подается пользователю практически в момент возникновения потребности в этой информации. А сегодняшние нейрональные сети по истории его действий в сети могут прогнозировать, когда у него возникнет подобная потребность в ближайшее время.
Цифровые технологии легко позволяют создать социальный рейтинг в городской среде, где сейчас концентрирована основная масса населения. Социальный рейтинг и есть вожделенная для большинства (!) дифференциация. Цифровые деньги всего лишь эвфемизм для прав дифференцированного доступа к ресурсам (метафорическим штанам разного цвета). Остается только закрыть границы, чтобы сословная пирамида населения физически не размывалась протечками за границу. Что сейчас и происходит в рамках регионализации/деглобализации.
|
</> |