02 февраля - день памяти Петра Васильевича Линтура (1909-1969)

топ 100 блогов uctopuockon_pyc02.02.2024 02 февраля - день памяти Петра Васильевича Линтура (1909-1969)

Петр Васильевич Линтур – выдающийся закарпатский общественный деятель, литературовед и фольклорист.
Линтур – забытый нами герой, сам не дававший землякам забывать национальные ценности, заветы великих будителей, сознательно поплатившийся за это своей карьерой.

Простой преподаватель гимназии в Хусте, он был уволен оккупационной хортистской властью и до прихода советской армии находился под надзором полиции.
В 1944 году «жители Хуста, - писал И.М. Сенько, - доверили ему представлять их интересы на съезде Народных комитетов в Мукачеве, на котором он был избран заместителем председателя Народной Рады Закарпатской Украины. Хотя для тех, кто смотрит на человека сквозь параграфы анкеты, это было неожиданностью. Когда делегатам зачитали список будущего правительства Закарпатской Украины, то в нем, в этом списке, Линтур указан не был. Тогда кто-то из хустчан крикнул: «Еще Линтура ввести!» Мукачевцы подхватили: «Линтура!». А потом весь зал: «Линтура! Линтура!» Так Петр Васильевич оказался на руководящей работе».
Подпись ученого стоит под манифестом о воссоединении с Украиной, и за содействие этому объединению он даже получил орден «Знак почета», хотя не совсем такого объединения жаждало его сердце.
Линтур был назначен заведующим отделом искусств Закарпатского облисполкома и под его руководством были открыты и организованы Ужгородский и Мукачевский драмтеатры, Закарпатский народный хор (первоначально «Закарпатский ансамбль песни и танца») и многие другие учреждения культуры.
В 1945-1946 гг. ученый принимал активное участие в организации Ужгородского университета, в котором впоследствии и работал до конца жизни.
Его заслуги как ученого и общественного деятеля, как метко заметил И.М. Сенько, хорошо видны из названий публикаций о нем: «Неутомимый собиратель народных сокровищ», «Фольклорный витязь», «Очарованный сказкой», «Фольклорист, литературовед, педагог», «Учитель», «С думой о народе».
Как справедливо отметил Владимир Фединишинец, «Петро Лінтур був розчарований приходом не тих руських, не тих «визволителів», які чекалися».
Уже в 1946 году стали появляться в печати статьи, в которых ученый обвинялся в «чрезмерном, нескромном восхвалении литературной деятельности в прошлом», в том, что анализировал литературу «в отрыве от классовой борьбы», «не сказал ни единого слова про исторические постановления ЦК нашей партии» и т.п.
В 1947 году подобные статьи посыпались уже как град. 16 июля была опубликована разгромная статья «Решительно бороться с проявлениями буржуазно-националистической идеологии». Ученый был обвинен в немарксистском подходе к анализу литературного наследства будителей: «Если проанализировать очерки и статьи членов Союза советских писателей П.Линтура и Ф. Потушняка о так называемых «будителях Закарпатья», то нетрудно в них обнаружить немарксистский, псевдоисторический подход. Взгляды деятелей культуры прошлого – Духновича, Добрянского, Попрадова, Фенцика и других отождествляются, рассматриваются вне времени и пространства. Вряд ли обогатит советское литературоведение та мысль критика П.Линтура, что все писатели Закарпатья – от Духновича до Карабелеша – говорили одно и то же и шли одним и тем же путем».
Как известно, в то время подобные статьи могли не только поставить крест на всей дальнейшей карьере ученого, не только могли привести к увольнению с работы, но и к аресту с самыми разнообразными последствиями. Но Линтура это не испугало.
Тогда 1 сентября 1947 года на собрании интеллигенции города Ужгорода Линтура «разносил» уже сам секретарь обкома партии. «Но раскритикованный участник, - как заметил И.М. Сенько, - имел мужество возразить авторитету областного масштаба». И уже 4 сентября на заседании бюро обкома партии Линтуру был сделан выговор с предупреждением.
1949 год. На областной конференции КП(б)У, хоть его имя и не было названо, всем было понятно, что под «некоторыми литераторами», упомянутыми в одном из докладов, «идеализирующими творчество и деятельность Духновича, Сильвая, Павловича, Попрадова», подразумевался в первую очередь именно Линтур.
1950 год. Линтур, как ни в чем ни бывало, снова пишет в статье «Неиссякаемая наша любовь к старшему брату» на табуированную тему о будителях А.Митраке, Ю.Попрадове, Е.Фенцике.
1956 год. Линтур пишет рецензию на книгу о знаменитом будителе и, в то же время, запрещенном в СССР «буржуазном» идеологе А.Добрянском. Да, к тому же, не спрашивая ни у кого разрешения, публикует ее в зарубежном журнале «Дукля»
1957 год. Началась настоящая травля ученого, после того, как он в опубликованной статье назвал Андрея Карабелеша «певцом Закарпатья».
1958 год. В статье «Против ошибок в освещении прошлого Закарпатья», опубликованной сразу двумя советскими газетами, Линтуру предъявлено обвинение, что оценивая творчество А.Павловича, А.Кралицкого, А.Добрянского он «вносит путаницу в марксистско-ленинское раскрытие литературного процесса в Закарпатье», не рассматривает этот процесс через призму классовой борьбы.
1959 год. «За допущенные грубые ошибки в вопросах оценки литературного наследства Закарпатья, …за непартийное отношение к критике товарищей по работе, объявить строгий выговор с предупреждением и с занесением в личное дело».
Это далеко не полный перечень примеров травли ученого. Можно только догадываться, кем бы он стал, если бы не шел постоянно на конфронтацию с властью.
Известно, что до 1917 года слово «русский» означало то, что в советское время станет обозначаться понятием «восточный славянин». В советском варианте литературного русского языка была исключена возможность обозначения русской нации одним словом. Соответствующие слова стали обозначать другие, более узкие понятия. Слово «русский» стало обозначать то, что до 1917 года обозначалось словами «великоросс», «москаль». В украинском варианте литературного языка для понятия «великоросс» было введено понятие «росіянин», для понятия «малоросс» - «українець». Но поскольку слово «українець» неисторично, и исторические источники пестрят словом «русский», последнее слово было оставлено в форме «руський» в значении «староукраинский».
Линтур всегда гордо называл себя «русским» в дореволюционном значении. Но поскольку этого понятия в советском языке не было, перевели буквально как в словаре.
В Постановлении бюро Ужгородского горкома КП Украины о П.В. Линтуре (протокол №13 от 8 июня 1959) написано буквально так: «Лінтур Петро Васильович, 1909 року народження, росіянин…», т.е. «великоросс», «москаль». Линтура, природного закарпатца, родившегося на Закарпатье и с детства разговаривавшего на мукачевском диалекте, официально записали «великороссом».
Линтур пытался противостоять украинизации Закарпатья, несмотря на то, что политика украинизации была политикой власти. Ученый смело писал, что в ряде изданий под предлогом «приближения к нормам современного литературного языка» по-своему излагаются целые куски текста, заменяются образные выражения своими. Были и другие попытки искусственного содания «новой» сказки...
К сожалению, несмотря на возражение составителя, редактор издательства местами «пригладил» стиль баллад и даже внес поправки в записи И.Франко и А.Павловича»
Однако, показательно, что свою статью о посещении московских театров и музеев Линтур назвал «О самом дорогом в жизни».
Петр Васильевич очень гордился тем фактом, что Берлинская академия наук именно ему поручила подготовить для серии «Сказки народов мира» сборник украинских народных сказок. Фольклористов в Советском Союзе было много, но поручили именно ему.
«Счастливы те ученики, которых он учил», - вспоминал с благодарностью Иван Чендей.
А студентка Ужгородского университета Андриана Шпилка в 2009 опубликовала статью, в которой были такие трогательные слова: «Ведь кому, как ни нам, закарпатцам, студентам УжНУ, беречь память о человеке, на сказках которого выросли наши родители, и песни которого знакомы нам с детства»
В честь Линтура называны улицы в Ужгороде, Хусте и Горонде
(Использовал публикации: П. Линтур. Фольклороведческие и литературоведческие исследования. Ужгород, 2013. Будівничий культури. Збірник матеріалів до 100-річчя від дня народження Петра Лінтура. Ужгород, 2010)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
http://nnm.me/blogs/antiusa/istrebitel-mig-31bm-raschishaet-dorogu-dlya-strategicheskih-bombardirovshikov-tu-95/ 17 сентября 2014г. ВВС США на Аляске привычно подняли в воздух пару истребителей F-22 на перехват приближающихся к 200 мильной зоне ,,опознавания,, русских бомбардировщиков ...
С выходными опять довольно повезло, удалось и поработать, и отдохнуть с огромным удовольствием, а дачные коты составили превосходную компанию. Мишустик взбирается на яблоню, бегает хвостиком и принимает участие во всех делах на участке. На фото - уже срезанные астильбы, а из-за ...
Из СанФрана, я такой, шух, и в город греха, то есть Вегас. Правда греха там много не заметил. Моя минская жизнь намного более грешная. И я, кстати, ещё не самый серьезный грешник, знаю пару ебанько намного более грешливых, чем я. Так что за грехом в Вегас ехать не стоит. Туда стоит ...
Писать особенно не о чем.., но задалась целью сделать хоть какой-нибудь пост, а то ...
Не только лишь все заметили "эпидемию" с вирусом, происходящую вокруг нас. Можно долго спорить о её причинах, но внезапно вспоминаются высказывания некоторых политиков. Neither will we be able to test millions upon millions of people for their intelligence, you bet that! We will ...