
Читаю вот такие слова:

Свобода была, пожалуй, главной ценностью для грека полисной эпохи. Речь идет не только о свободе как независимости полиса, но и свободе гражданина в полисе. Сам статус гражданина являлся, в сущности, новаторским. Он впервые появился в широких масштабах и стал общераспространенным как раз в полисном мире Эллады. Ранее, в древневосточных цивилизациях, безусловно преобладающим был статус подданного. Подданный всецело зависел от произвола монарха или иного вышестоящего начальства; гражданин, в отличие от него, наделен совокупностью неотъемлемых прав и подчиняется только закону...
Подданный всецело зависит от произвола монарха, да... А мне почему-то вспоминается афинский остракизм, когда политика и просто влиятелmного человека, гражданина, между прочим, и не последнего, гражданское общество может просто изгнать из страны потому, что этот гражданин стал слишком сильно выделяться из общей массы граждан - даже Аристид Справедливый не избежал этой участи. Но, согласитесь, это ж совсем другое дело - изгоняют же не по прихоти монарха, а по закону, решением гражданского коллектива.
Почему-то вспоминается Килон, афинянин, который хотя и совершил преступление, возжелав стать тираном, однако ж был убит, не казнен по приговору суда, а а именно убит, зарезан, как свинья, произволом влиятельного гражданина - вопреки даже не человеческим, но божеским законам. Гражданина, конечно, потом изгнали из города, но не потому, что он был таким вот преступником, а потому, что он имел несчастье проиграть в политической борьбе, и тут-то ему и припомнили все его грешки и грехи, большие и малые. А если бы нет?
Почему-то вспомнились афинские стратеги, осужденные на смерть по решению гражданского коллектива вопреки закону и в обход закона - те самые стратеги, которые выиграли для Афин сражение при Аргинусских островах и подарили гражданам последний шанс на победу в затянувшейся Пелопоннескоой войне. Но благодарные граждане по надуманному обвинению приговорили их к смерти.
Почему-то вспомнился блистательный Алкивиад, последняя надежда и опора Афин, который был заочно осужден народным собранием по облыжному обвинению, причем без единого шанса оправдаться - нет, конечно, тут не было произвола монарха или какого-то иного начальства, но разве произвол гражданского общества чем-то лучше произвола монарха? Или это другое?
Наконец, дело Сократа - не слишком ли много совпадений и случайностей на светлом лике гражданского коллектива?

Скажете - это ж Афины, чт о них говорить, они там такие необычные и альтернативно одаренные. Хорошо, пускай, просто дело в том, что об Афинах мы знаем больше, чем о других полисах. Но что скажете о том, как спартанский царь Клеомен выжил из Спарты своего напарника царя Демарата? Закон и свобода гражданина никак не помогли Демарату, не так ли, а все решил произвол одного лица? Или это опять другое? А аргосский скитализм - как быть с ним? Ах да, это ж эпоха кризиса полиса, это ж опять другое...