рейтинг блогов

Рутгер Хауэр в роли советского лейтенанта

топ 100 блогов romanetto11.05.2018 Я новый "Собибор" Хабенского не смотрела и пока побаиваюсь, ибо, даже с блогерских кинопоказов рецензии эээ... настораживают. В начале рецензии рецензенты рассказывают о лагере смерти (ОК), потом аккуратно о хорошей игре Хабенского (ОК), а потом раздается вопль души - а что ж остальные-то так плохо играют?! Я же посмотрела пару документалок и английский фильм 1987 года "Побег из Собибора" (режиссер Джек Голд), в котором советского лейтенанта Александра Печерского, организовавшего самый крупный и дерзкий побег заключенных из фашистского лагеря смерти, играет Рутгер Хауэр. Среди сценаристов фильма значатся реальные люди, которым удалось выжить и написать свои воспоминания. Что же получилось у англичан?

Рутгер Хауэр в роли советского лейтенанта 1.jpg


Сначала немного истории:

Нацистский лагерь смерти Собибор отличался от многих других фашистских концентрационных лагерей тем, что в нем не содержали людей в заключении, используя как бесплатную рабочую силу, пока они не умирали от голода и болезней, Собибор был лагерем смерти для евреев. Территория разделялась на две основные зоны, в одной из них вновь прибывших умерщвляли в газовых камерах, буквально несколько часов могло пройти от момента, когда люди высаживались из поезда до того, как их трупы вытаскивали из камеры и сжигали во рву. Немногие счастливцы, владевшие нужной немцам профессией, отсеивались сразу по прибытии и содержались в другой зоне, работая портными, обувщиками, ювелирами, у них появлялся шанс выживать, пусть и впроголодь. В зоне уничтожения самую грязную работу тоже выполняли узники-евреи, но c ними у остальных не было связи. По официальным данным в этом небольшом лагере на территории Польши было убито около 250 тысяч евреев.

Конечно, работавшие узники знали о происходящем, понимали, что сами могут погибнуть в любую минуту, и многие мечтали о побеге, но немногие попытки были неудачными. В документальном французском фильме "Собибор, 14 октября 1943, 16 часов" говорится о том, что не все смиренно ждали своей смерти, хотя "старые традиции изгнания и преследования не подготовили евреев для эффективного сопротивления, которое требует двух неразделимых условий: психологического настроя и технического знания об оружии. Александр Печерский - советский офицер-еврей, военный, знавший, как обращаться с оружием, тот, кто решил спланировать и организовать восстание всего за 6 недель. Депортированному в Собибор в начале сентября 1943 года с другими евреями, тоже солдатами Красной Армии, Печерскому повезло, его не послали сразу в газовую камеру, как и небольшую часть его товарищей, из группы в 1200 человек немцы выбрали около 60 мужчин, которые срочно потребовались для тяжелых работ. В свою очередь, его смерть пришла бы позже, как это было в случае с сапожниками, портными, ювелирами, прачками, которые прожили месяцы или недели"

План Печерского отличался от сценария, которому следовали пытавшиеся бежать ранее. Этот план не предполагал тайного бегства, он предполагал именно восстание с последующим бегством. В лагере было около примерно 20 эсэсовцев, а под их началом в польском лагере смерти работало 120 украинцев-добровольцев, прошедших обучение. Печерский сотоварищи решили убить эсэсовцев поодиночке, заманивая их в мастерские, затем захватить оружейный склад и дать заключенным возможность бежать. Украинцы же, лишившись "мозга", могли прийти в замешательство. Александр возглавил организационный комитет, к убийству немцев необходимо было привлечь людей не из числа прибывших военнопленных, чтобы эсэсовец, которого позвали, например, для примерки пошитого пальто, не смог заподозрить неладное.

12 эсэсовцев были убиты, из 550 узников 130 осталось в лагере, и их всех убили на следующий день, остальные рванули за ворота, 80 человек погибли под пулями автоматчиков или подорвались на минном поле. 170 человек было убито в лесу на следующий день прибывшими для поимки беглецов силами нацистов, 90 - выдано позже поляками. Но около 50 человек дожили до окончания войны, Печерский с товарищами добрался до белорусского партизанского отряда. Это был крупный и дерзкий побег, люди понимали, что многие и многие погибнут, но как говорит во французской документалке участник восстания Йехуда Лернер, "мы не хотели умереть, как овцы, от газа, мы хотели сопротивляться и умереть, как мужчины". Через несколько дней Гиммлер приказал закрыть лагерь.

А теперь об английском фильме с Рутгером Хауером в роли Печерского. Первая половина фильма повествует о быте, если можно так выразиться, в лагере смерти. Советские военнопленные появятся где-то через час экранного времени, а до этого показывается, как прибывают составы с людьми, как их встречают, как работающие узники, задействованные, чтобы помогать людям спрыгнуть из вагона и принять багаж, стараются шепнуть хоть кому-то, рискуя жизнью, чтобы откликались на запрос любой профессии. Так постепенно раскрывается страшная правда о том, что реально здесь происходит, и отдельным персонажам создаются индивидуальные истории - многие семьи разбиваются, маленькие дети, а значит и их матери обречены на смерть, даже если муж и старшие сыновья имеют профессию, нужную немцам.

Нет манипуляции зрительскими эмоциями, зверства показаны ровно в той мере, которая нужна, чтобы осознать чудовищность происходящего. Собственно, для этого достаточно продемонстрировать, что раздетых людей загоняют якобы в душевые. В документалке рассказывалось, что в лагере содержалась огромная стая гусей, и когда людей отправляли якобы в душ, охранники пугали гусей так, чтобы они начинали кричать, и гусиные вопли перекрывали крики несчастных, заходящих в камеры, делалось это, чтобы следовавшие в очереди не слышали крики уже зашедших.

Но отражена и неудачная попытка побега с последующим расстрелом, и жестокость по отношению к работавшим на немцев узникам. Постепенно выделяются наиболее яркие персонажи, которые примут активное участие в восстании, среди них и руководитель подполья, сын польского раввина, Леон Фельдхендлер (Алан Аркин), и Люка (Джоанна Пакула), которой позже предложат изображать девушку Печерского, чтобы оправдать то, что он общается с другими евреями, кроме красноармейцев. Ну а когда появляется сам Печерский (Рутгер Хауэр), "вечер перестает быть томным". Именно так описывали его появление в лагере в документальных воспоминаниях - "высокий, уверенный, сильный. От этой новой группы (советских военнопленных) исходила сила, они были без нашивок, но выглядели солдатами и мужчинами" Печерский в жизни, конечно, был брюнетом. Но в светловолосого Хауэра веришь безоговорочно, что вот он - Саша, Сашко, как ласково называли его в лагере.

Рутгер Хауэр в роли советского лейтенанта 11.jpg

Поднят и библейско-философский вопрос. Людям, которые не воевали и никого никогда не убивали, предстояло убийство. Фельдхендлер высказывает в фильме свои опасения Печерскому, что, мол, как же по нашему плану мирные люди переступят эту черту, на что Александр отвечает, что до войны он, например, и библиотекарем поработал, и на фортепьяно играл, песни сочинял.. Во французской документалке интервьюеры пристают с этим вопросом к Лернеру. Он, на момент интервью еще моложавый красивый мужчина с улыбчивыми глазами, сдержанный, спокойный, только курит и нерв лицевой дергается, когда углубляется в воспоминания, на вопрос, убивал ли раньше, улыбается чуть: "Да я, наверное, и муху не убил ни разу до этого. Но жизнь обязывала. Я был горд, когда меня выбрали в числе других мужчин для убийства эсэсовцев".

По контрасту с происходящим ужасом много человечности среди заключенных, ведь очевидно, что ни на войне, ни в лагере абсолютный эгоист не выживет. В страшное время человек тянется к человеку, и несчастные узники хотя бы словом, дружеским участием могут поддержать друг друга.

Персонаж Рутгера Хауэра - храбрый детерминированный солдат, обладающий умом и хорошими организаторскими способностями. У него такая мощная энергетика, что большей глубины, возможно, и не надо, с его появлением меняется сама атмосфера фильма. В ленте отсутствует лживая сентиментальность, прибыв в лагерь, красноармейцы надеялись, что сбегут сами, но поняли, что они с местными евреями нужны друг другу для успешного осуществления плана. Так же очень хорошо отражены цели тех, кто собирался бежать. Конечно, выжить в первую очередь, ну а кроме того - выжить и рассказать о том, что творилось в Собиборе. "Бегите, те, кто выживет, будут живыми свидетелями того, что здесь происходило! Бог с вами! Ничто не остановит нас", - кричит Леон Фельдхендлер, когда пришло время объявить всем о побеге после убийства немцев.

Рутгер Хауэр в роли советского лейтенанта 3.jpg

В целом "Побег из Собибора" - хороший честный фильм, не исказивший документальные факты, не приукрасивший действительность и хорошо, без ненужного преувеличения, показавший героизм людей, которые боролись за свое человеческое достоинство этим восстанием и побегом. И за правду, поскольку о лагере смерти стало известно, и после войны слова Фельдхендлера сбылись: выжившие выступали свидетелями на судах над военными преступниками, как немцами, так и украинскими коллаборационистами из лагеря Собибор.

Маленький отрывок, по которому можно составить некоторое впечатление о фильме:


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
В 2 часа ночи 14 марта в единый день выборов мы выдвинулись в Тульскую область для ...
Здравствуйте! порекомендуйте, пожалуйста, тени! желательно набором. искала, случайно набрела на набор для смоки айз Ninelle-это просто кошмар! угольные размазываются от любого движения, серые ложатся пятнами! хотелось бы проверенный ...
Оригинал взят у az118 в онтология Начала и Святой Троицы Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος,                  -- в Начале было Слово, καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν,  -- и Слово было от Бога, καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος     &nb ...
Сперва процитирую концовку статьи одного современного публициста: ""Что нужно для того, чтобы участие в общественной жизни православных христиан развивалось и крепло? Как представляется, в первую очередь необходимо понимание, что без идеологии в современном мире невозможно не только ...
Азиаток хотели? источник еще порноактрис ПОСМОТРЕТЬ ...